Содержание
Место прибора в системе подачи воды
Гидроаккумулятор (ГА) состоит из емкости, клапана для стравливания, фланца, 5-выводного штуцера (тройника) с муфтами для соединения, а также реле давления (управляющего узла), которое задает ритм всей работе.
Функции:
- главный управляющий элемент
- обеспечивает работу без перегрузок
- контролирует оптимальное наполнение бака водой
- продлевает срок службы мембраны и всего оборудования в целом
https://www.youtube.com/video/vd6j0hxcoOk
Манометр, который показывает давление в баке, есть в комплекте или докупается отдельно.
Насос выкачивает воду из скважины, направляет ее по трубам. Далее, она попадает в ГА, а из него – в домашний трубопровод. Задача мембранного бака – поддерживать стабильное давление, а также цикл работы помпы. Для нее существует определенный максимум активаций – около 30 в час. При превышении механизм испытывает нагрузки и через короткое время может выйти из строя. Отрегулировать реле давления воды нужно так, чтобы устройства работали, как положено, не превышая критической нагрузки.
Другие возможные причины
Вы проверили реле давления и отрегулировали его. Насос вашей станции развивает необходимую мощность, и аккумулятор как новенький – а установка продолжает включаться через короткий промежуток времени или вовсе работает без передышки…. Оставьте в покое станцию и приступайте к ревизии трубопровода.
Насос будет часто включаться, если имеется одна из следующих проблем:
- На трубах образовались свищи или разгерметизированы их соединения. Наличие протечек в сети неизбежно приводит к потере давления.
- Подающая труба засорена, забита мусором, вследствие чего ее пропускная способность резко уменьшилась.
- В источнике упал уровень воды и его наполнение замедлилось.
Поиск протечек на скрытых участках трубопроводов производится путем поэтапной проверки отдельных сегментов сети. Давление в каждом из них необходимо контролировать путем установки манометра.
Проверяемый участок можно считать неповрежденным, если при отсутствии водоразбора на манометре в течение 10-30 минут показание остается неизменным.
К частым включениям насосной станции может также привести блокирование обратного клапана каким-либо посторонним предметом. Устранить блокирующий элемент можно путем разборки и промывки водопроводной арматуры. Кстати, может быть, разобрав обратный клапан, вы увидите, что он просто износился и потерял свою герметичность. Поскольку этот элемент относится к разряду расходных материалов, просто замените его на новый.
И когда есть видимое тому подтверждение в виде потеков, необходимо перекрыть и обесточить систему, а затем устранить течь. Но когда система герметична, то на вопрос, почему часто включается насосная станция, точного ответа нет. Это может быть связано с неправильной работой реле давления, гидроаккумулятора или насоса.
Перво-наперво, проверяют достоверность показаний встроенного манометра, если модификация предполагает его наличие. Для сверки можно использовать автомобильный прибор для измерения давления в шинах. Если имеет место отклонение от нормы, указанной в техническом паспорте к насосной станции.
Насосная станция включается очень часто потому, что нижний допустимый порог завышен. Еще одна причина – преждевременное отключение, когда система не наполнилась жидкостью до нужного давления, а датчик срабатывает. В этих случаях реле давления водопроводной системы подлежит замене или ремонту, который выполняют сотрудники сервисных центров. Пока не истек срок гарантии, обслуживание бесплатное.
Если гидробак поврежден, и имеет протечь, это видно. Дефекты диафрагмы и отсутствие герметичности груши при визуальном осмотре выявить нельзя. Но чтобы убедиться, что проблема именно в этом, нет необходимости вскрывать резервуар, и все можно сделать собственными руками.
Нажмите на клапан-нипель, и обратите внимание, что выходит из отсечного патрубка. Если это воздух, то поломка не в гидробаке. Но когда вместе с газом из клапана вылетают брызги, то придется разбирать устройство и менять мембрану или грушу в зависимости от типа конструкции. Кстати, утечка может иметь труба, закопанная в грунт, и чтобы выявить эту проблему, придется ее раскапывать.
Одной из причин снижения производительности и частого включения является низкое напряжение в сети электрического тока. В результате насосное оборудование работает не в полную силу, и не создает нужного давления. А как только давление падает до нижнего предела, насос снова запускается.
Но возможно, что насос не держит давления постоянно из-за поломки механических узлов или разгерметизации рабочей камеры. Прибор придется разобрать, и осмотреть. Внимание обращают на износ лопаток, вала, подшипников, внутренних стенок камеры. Попавший внутрь мусор свидетельствует о том, что фильтр предварительной очистки неисправен.
Неправильная работа регулятора давления
Одной из причин, приводящих к постоянному включению напорного насоса, является некорректная работа регулятора давления. Чтобы убедиться в его исправности, надо проделать ряд определенных действий.
Первым делом необходимо проверить правильность показаний встроенного манометра, если таковой входит в комплектность насосной станции. Сделать это можно посредством автомобильного насоса со встроенным манометром.
Убедившись в «честности» манометра, начинайте проверку регулировочного узла:
- Снимите с него защитную крышку.
- Через предохранительный клапан закачайте в баллон аккумулятора воздух, создав таким образом рабочее давление в системе на минимально допустимом уровне.
- Поворотом винта на большой пружине против часовой стрелки снизьте порог давления, при достижении которого насос автоматически включается.
- Стравите воздух и накачайте его обратно, повторив процедуру несколько раз.
Реле-автомат должен срабатывать в момент достижения минимального порога давления, указанного производителем в сопроводительной документации – инструкции или руководстве по эксплуатации насосной станции.
На сбой режима работы оборудования может оказывать влияние и завышенный максимальный порог, выставленный на реле. Его следует выставить на уровне 95% от максимально допустимого давления в автономной водопроводной системе.
Прибор имеет вид коробки различной формы с элементами управления под крышкой. Она крепится к одному из выходов штуцера (тройника) емкости. Механизм оснащен небольшими пружинами, которые регулируют, поворачивая гайки.
Принцип работы по порядку:
- Пружины соединены с мембраной, реагирующей на скачки нажима. Увеличение показателей сжимает спираль, уменьшение приводит к растяжению.
- Контактная группа реагирует на указанные действия, смыкая или размыкая контакты, тем самым передавая сигнал насосу. Схема подключения обязательно учитывает подсоединения его электрокабеля к устройству.
- Накопитель заполняется – нажим растет. Пружина передает силу напора, устройство срабатывает согласно выставленным значениям и выключает помпу, передавая ей команду об этом.
- Жидкость расходуется – натиск слабеет. Это фиксируется, двигатель включается.
Узел состоит из таких деталей: корпус (пластик или металл), мембрана с крышкой, латунный поршень, шпильки с резьбой, пластины из металла, муфты под кабели, колодки для клемм, платформа на шарнирах, чувствительные пружины, контактный узел.
Установка
Зачастую комплект ГА продается в разобранном состоянии, и контролирующий блок нужно монтировать самому.
Подключение реле давления к гидроаккумулятору поэтапно выглядит так:
- Станцию отключают от сети. Если в накопитель уже накачали воду, то ее сливают.
- Прибор фиксируется стационарно. Он навинчивается на 5-выводной штуцер агрегата или на выходной патрубок и должен быть жестко закреплен.
- Схема подключения проводов обычная: есть контакты для сети, насоса, а также заземление. Кабели пропускают сквозь отверстия на корпусе и подсоединяют к контактным колодкам с клеммами.
Электрическое подключение к насосу
Настройка
Перед тем как отрегулировать реле, нужно учесть, что его значения неразрывно связаны с давлением внутри мембранного бака. Сначала нужно создать требуемую величину нажима внутри него, а потом перейти к работе с рассматриваемым элементом управления.
Регулировку проводят в 3 этапа:
- давление внутри ГА
- уровень запуска помпы
- отметка отключения
Желательно чтобы регулировка давления в гидроаккумуляторе учитывала следующие примеры и правила:
- для одноэтажного дома достаточно 1 бара, а если бак установлен в подвале, то добавляют еще 1
- значение должно быть больше, чем в наиболее высокой точке водозабора
- сколько атмосфер должно быть внутри емкости определяют по следующей формуле: к высоте труб до самой верхней точки забора воды добавляют 6 и полученный результат делят на 10
- если точек потребления много или разветвление трубопровода значительное, то к полученной цифре добавляют еще немного. Сколько добавить определяется опытным путем. Для этого есть следующее правило. Если значение занижено, то вода не будет доставляться к приборам. Если оно будет завышено, то ГА будет постоянно пуст, натиск будет слишком силен, а также возникнет риск разрыва мембраны.
Для того чтобы повысить давление в гидроаккумуляторе, воздух подкачивают обыкновенным велосипедным насосом (на корпусе есть специальный золотник), для понижения – его стравливают. Пневмоклапан для этого расположен под декоративной накладкой. Процедуру нужно делать при отсутствии напора воды, для чего требуется просто закрыть краны.
Величину показателей определяют манометром, подключаемым к золотнику. Коррекцию производят после того, как насос отключился. Перепад давления создают, открывая кран в ближайшей точке.
Есть две пружины с гайками: большая отвечает за значения для отключения насоса, меньшая – для включения. Болты отпускаются или закручиваются, тем самым производится регулировка.
Настройка реле давления гидроаккумулятора будет качественной, если соблюдать такие правила:
- средняя рекомендуемая разница между значениями для включения и выключения насоса – 1 — 1,5 атм
- давление внутри ГА должно быть ниже, чем выставленное значение для включения насоса на 10 %. Пример: если отметка для активации выставлена на 2,5 бара, а для выключения – на 3,5 бара, то внутри емкости должно быть 2,3 бара
- гидроаккумулятор и блок управления имеют свои границы нагрузки – при покупке нужно проверить, совпадают ли они с расчетами по системе (высота труб, количество точек забора, частота расхода)
Рассматриваемый механизм контролирует максимальную и минимальную величину давления в баке. Он поддерживает разницу его значений при активации и выключении станции. Предел его настроек зависит от мощности и часового расхода помпы.
Заводские параметры указывают в техпаспорте товара. Обычно они такие:
- предельные границы – 1 – 5 атм
- диапазон функционирования насоса – 2,5 атм
- стартовая отметка – 1,5 атм
- максимальна отметка для отключения – 5 атм
Подготовка:
- бак подключают
- регулировку управляющего узла осуществляют под давлением, систему не отключают от питания
- внутри агрегата давление должно быть ниже на 10 – 13%, чем у насосной станции. То есть примерно на 0,6 – 0,9 атм, чем отметка, при которой включается мотор
- все краны закрывают
- выставленный уровень проверяется манометром в течение часа, чтобы убедиться, нет ли утечек
- снимают крышку корпуса блока, чтобы иметь доступ к гайкам и наблюдать за пружинами
Настройка с примером выставления отметок 3,2 атм для отключения и 1,9 атм для включения (двухэтажный дом):
- Запускают помпу, чтобы определить напор в системе. Она должна заполнить накопительную часть устройства и повысить давление.
- Определяют, на каком показателе манометра произойдет отключение (обычно это не более 2 атм.) При превышении в действие вступает малая пружина, что отчетливо видно.
- Мотор остановлен выше 3,2 – 3,3 атм, этот показатель уменьшают, вращая гайку на малой пружине по четверть оборота, так как она очень чувствительна, до тех пор пока мотор не включится.
- Делают проверку манометром: 3 – 3,2 атм будет достаточно.
- Включают кран, чтобы сбросить натиск и чтобы ГА освободился от жидкости и фиксируют манометром отметку активации помпы, обычно это 2,5 атм – достигнут нижний показатель давления.
- Чтобы уменьшить нижний порог, вращают болт большой пружины против часовой стрелки. Далее, старт насоса до поднятия давления на необходимый уровень, после чего нужно манометром проверить давление. Приемлемое значение – 1,8 – 1,9 атм. При «провале» гайку вращают по часовой стрелке.
- Еще раз немного подгоняют малую пружину, уточняя уже выставленные пороги.
Для лучшего понимания, как настроить реле давления, изложим процесс четче:
- отметка включения помпы (минимальное давление): вращение болта большой пружины по часовой стрелке увеличивает стартовую отметку, против – уменьшает;
- значение для отключения: двигают малую пружину, при закручивании – разница давления увеличивается, при откручивании – отметка срабатывания уменьшается;
- результат проверяют открыванием крана и сливанием воды, фиксируя момент включения помпы;
- внутреннюю силу нажима регулируют, спуская или накачивая воздух и проверяя это манометром.
Обслуживание, неполадки, эксплуатация
Профилактические действия и ремонт:
- механические чувствительные части необходимо проверить и отрегулировать
- контакты желательно почистить
- при несрабатывании не спешите разбирать механизм – сначала попробуйте легко постучать не слишком тяжелым предметом по корпусу
- шарниры «качелек» смазывают консистентной смазкой раз в год
- не закручивайте гайки регулировки полностью – механизм не будет работать
Если прибор не держит давление, неправильно срабатывает или вообще не работает, воздержитесь от поспешных выводов и не выбрасывайте его. Пыль, мусор, песок в мембранном пространстве не дают ему нормально реагировать. Действия по исправлению проблемы такие:
- Открутить 4 болта на дне, снять накладку с входным патрубком и крышку.
- Осторожно промыть мембрану, а также полости вокруг нее.
- Установить все элементы в обратном порядке.
- Снова выставить пороги и осуществить пробный запуск.
Мастера рекомендуют, перед тем как правильно настроить реле, не превышать верхний порог больше на 80% максимально допустимых значений для конкретной модели, которые указаны в инструкции (стандартно около 5 – 5,5 атм.).
Для качественной работы в трубопроводе не должно быть воздуха. Периодически (раз в 3 – 6 мес.) нужно проверять выставленные пороги срабатывания, показатели давления в ГА, и стравливать или подкачивать воздух. Прежде чем приступить к настройке, нужно узнать, сможет ли реле давления для гидроаккумулятора и сам агрегат выдержать требуемые нагрузки, отвечают ли им его технические возможности.