Автоматизация электропривода задвижки – Строительство дома своими руками

Технические характеристики

Тип запорного устройства и его характеристики зависят от параметров трубопровода и перемещаемой среды. Мощность электропривода клапана выбирают в зависимости от размера корпуса и диаметра присоединений к трубопроводу. Так как проходная часть корпуса имеет большое гидравлическое сопротивление, то для перекрытия потока необходимо приложить достаточное усилие. Это достигается не только увеличением мощности электродвигателя, но и типом редуктора (с коническими или цилиндрическими шестернями).

Важным параметром для задвижки является время полного открытия (закрытия) проходной части. В связи с тем, что эта величина составляет 30-80 секунд, то использование таких заслонок в качестве быстродействующих клапанов не имеет смысла.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

На трубопроводах, имеющих высокие параметры рабочих сред, устанавливают вварные задвижки. Если движущийся поток имеет большую температуру, то привод монтируют рядом с запорной арматурой, т.к. корпус закрывается теплоизоляцией. Отдельно стоящий двигатель меньше подвержен тепловому воздействию.

Приводы электрифицированных запорных устройств различаются между собой типом используемого двигателя и конструкцией редуктора. В большинстве задвижек используются моторы переменного тока с цилиндрическими или червячными редукторами.

Запорный орган у задвижек выполнен в виде клинового затвора, обоймы которого чаще всего изготавливаются в виде 2 дисков, между ними вставлен распорный элемент. При движении шпинделя вниз, происходит перекрытие канала, а герметичность достигается плотным прилеганием половинок затвора к седлам, расположенным наклонно.

Некоторые конструкции предусматривают перекрытие потока среды обрезиненным клином. Такая арматура может применяться в трубопроводах с жидкостью, не имеющей механических примесей. В противном случае электроприводной клапан будет негерметичен. Не разрешается использование запорной арматуры в качестве регулирующей.

Особенности использования

Необходимость применения противопожарной запорной арматуры в целом и пожарной задвижки с электроприводом в частности прописана в правилах и требованиях к оснащению промышленных, хозяйственных, торговых, развлекательных и прочих объектов массового скопления людей. Такие изделия обычно выступают одним из ключевых элементов внутреннего водопровода и могут применяться (клиновый вариант) в различных наружных установках:

  • автоматических;
  • водяных;
  • пенных.

Главное отличие противопожарной задвижки с электроприводом от любой другой – окраска в красный цвет.

Требования

Задвижка для пожаротушения – элемент, без которого невозможна подача воды для быстрого устранения очага возгорания и взятия пожара под контроль, потому требования к ней самой и условиям ее эксплуатации выдвигаются самые жесткие.

  1. Пожарная задвижка под электропривод, используемая в противопожарной системе любого объекта, должна:
    • изготавливаться из надежного устойчивого к коррозии материала (обычно это нержавеющая сталь или прочный чугун);
    • иметь сертификат качества;
    • быть рассчитана на работу с фильтрованной водой или жидкостью с активными добавками;
    • выдавать эффективность работы при нерегулярном и редком использовании водопровода.
  2. Подключение пожарных задвижек осуществляется строго по согласованному проекту, который предусматривает оснащение запорными арматурными устройствами всех объектов массового скопления людей (многоквартирные дома, производства, промышленные предприятия) с монтажом пожарных задвижек с электроприводом на каждом этаже.

Где используют задвижки с электроприводом?

Электрифицированная арматура применяется как в бытовых, так и промышленных системах. Задвижки с электроприводом целесообразно устанавливать на трубопроводах диаметром более 50 мм, транспортирующих холодную и горячую воду, пар и технические жидкости. Однако в некоторых областях, например, в атомной энергетике, оправдано применение запорной арматуры на трубах меньшего диаметра.

Способ управления задвижкой зависит от выполняемых функций и места установки. Запорную электрифицированную арматуру применяют в промышленности в качестве активного элемента автоматической системы управления технологическим процессом. Это позволяет управлять ею не только дистанционно, но и участвовать в работе блокировок.

Запорная арматура нашла широкое применение в системах водоснабжения. Там может устанавливаться как прямопроходные, так и задвижки с суживающейся проточной частью. Однако использовать последние в магистральных трубопроводах большого (1,5-2 м) диаметра не разрешается из-за возникновения на арматуре высокого перепада давления.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

В нефтегазовой промышленности задвижки с электроприводом устанавливаются на трубопроводах транспортировки продуктов добычи. Оснащение систем пожаротушения общественных зданий и промышленных сооружений позволило организовать автоматическую подачу воды к очагу возгорания по командам автоматической пожарной сигнализации.

Арматура с электроприводом

Задвижки для пожаротушения с электроприводом получили самое широкое распространение в практике оснащения водяных противопожарных систем запорной арматурой благодаря их удобству и надежности:

  • изделия выполняются из качественной стали или чугуна, что определяет их долговечную службу;
  • дополнительная защита от коррозии – обработка эпоксидными составами – обеспечивает качество срабатывания даже при крайне редком использовании;
  • дистанционное управление пожарной задвижкой гарантирует максимально быстрый отклик на активацию.

Управление потоком воды в задвижках пожарного водопровода облегчено за счет исполнительного механизма. Принимая команду запуска, он моментально активирует подачу воды, чем минимизирует риски распространения огня. Сама команда может генерироваться автоматически (в автоматизированных установках) или подаваться с пульта управления вручную.

Принцип работы задвижки для пожаротушения:

  • устройство получает сигнал от автоматики или с кнопки, расположенной рядом с пожарным краном;
  • привод моментально открывает пожарную задвижку;
  • задвижка для пожаротушения подает воду к месту аварии.

Благодаря удаленному управлению активировать механизм можно даже в случаях, когда из-за распространения дыма или огня доступ уже затруднен. Но воспользоваться преимуществом дистанционной активации можно, только если пожарная задвижка отвечает самым жестким требованиям к надежности и герметичности.

Наиболее предпочтительными в плане последнего качества сегодня являются задвижки для пожаротушения в системах с обрезиненным клином – им присвоен класс герметичности А. Ресурс таких установок достигает 50 лет.

Арматура с электроприводом

Это разновидность запорной или регулирующей арматуры, управление которой может проводиться дистанционно или автоматически по аварийным сигналам или блокировкам. Для этого на ней устанавливается блок электропривода, состоящий из:

  • двигателя;
  • редуктора;
  • муфты;
  • датчиков конечного положения.

Взрывозащищенное исполнение электропривода для задвижек предполагает установку в блоке реверсивных магнитных пускателей. Это позволяет улучшить коммутацию и эксплуатационные свойства двигателя.

Крутящий момент от привода к штоку арматуры передается через грузовую гайку. Для его увеличения установлен редуктор. В случаях, когда не сработали выключатели концевого положения, для недопущения разрушения арматуры используется муфта, ограничивающая крутящий момент. При достижении уставки срабатывания подается сигнал на остановку двигателя.

Устройство электропривода задвижки позволяет управлять ею с местного поста. Для этого предусмотрен кнопочный пульт. В случае отсутствия электропитания или поломки двигателя арматурой можно управлять вручную. Переход осуществляется переводом рычага в соответствующее положение. В качестве ручного привода (дублера) используется штурвал.

Установка электрифицированной арматуры проводится квалифицированной бригадой монтажников. Перед началом работ задвижку необходимо расконсервировать, удалить лишнюю смазку, снять заглушки и проверить работоспособность. Параметры (Ду, Ру), указанные в паспорте изделия, должны соответствовать аналогичным данным трубопровода.

Установка задвижки проводится в вертикальном либо горизонтальном положении. Монтировать арматуру штоком вниз не рекомендуется, т.к. во внутренней камере устройства будет собираться шлам и грязь, что может привести к заклиниванию шпинделя. Для электроприводной арматуры диаметром более 100 мм дополнительно устанавливают неподвижную опору.

Способ подключения задвижки к трубопроводу зависит от материала корпуса. Чугунную арматуру присоединяют при помощи фланцев. В этом случае на торцах труб должны быть приварены подобные ответные элементы. Болтовое соединение и установленные между фланцами прокладки обеспечивают герметичность узла. Запрещается проводить монтаж арматуры на несоосных участках трубопровода, и компенсировать дефекты приварки ответных элементов установкой дополнительных прокладок.

Соединение трубы и корпуса стальной задвижки в большинстве случаев проводится электросваркой. При монтаже арматуры затвор должен находиться в промежуточном положении. Патрубки, вваренные в корпус запорного устройства, обязаны иметь длину не менее 30 см. Для замены дефектной задвижки ее вырезают с телом трубопровода. Подготовку кромок на патрубках арматуры проводят на токарном станке.

После окончания монтажа изделия собирают схему управления задвижкой. Она состоит из силовой части и элементов автоматики. Последние подают управляющий сигнал от ключа (кнопки) или системы защит и блокировок. Электрическая часть расположена в электрошкафу, который установлен возле задвижки. После подключения привода проверяются все виды управления, включая перевод на ручной дублер.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Гидравлические (пневматические) испытания изделия проводятся в составе трубопровода или системы. Запрещается устранение выявленных дефектов подтягиванием болтов. После проведения всех проверок монтаж считается завершенным.

Эффективность срабатывания противопожарной задвижки – производная грамотного проектирования противопожарного объекта. При разработке проекта обязательно должны учитываться ее особенности, поколение, класс, поскольку именно они определяют базовые требования:

  • к пропускной способности (ее задает диаметр устройства);
  • способу запуска и остановки – перевода из перекрывающего состояния в пропускное, и наоборот;
  • способности работать с разными видами вещества (вода, пена, примеси в рабочей среде).

Все данные при подборе запорной арматуры можно найти в ее паспорте и сертификатах соответствия. Они должны соответствовать расчетам проекта.

Автоматизация электропривода задвижки - Строительство дома своими руками

Установка задвижек пожаротушения осуществляется фланцевым методом на выбранный участок водопровода – горизонтальный или вертикальный, согласно плану. Перед монтажом задвижки для пожаротушения важно проверить соответствие диаметров арматуры и водопровода (они должны совпадать – механизм с Ду 100 должен ставиться на водопровод диаметром 10 см).

ООО НПО «СпецНефтеМаш» предлагает большой выбор качественных стальных и чугунных задвижек с электроприводом клинового типа. У нас можно выбрать изделия с разным набором функций и характеристик. Вся продукция сопровождается заводскими гарантиями, сертификатами и паспортами. Для правильного монтажа и эксплуатации запорной арматуры для пожаротушения прилагаем подробное техническое описание.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Опытные специалисты подскажут, какую пожарную задвижку купить для конкретных условий установки и использования. Обращайтесь, с нами можно связаться через форму на сайте, по телефону или email.