Клапан автоматического сброса воздуха

Разновидности воздушных клапанов

Пузырьки воздуха, содержащиеся в теплоносителе, имеют свойство скапливаться в определенных местах отопительной сети и внутри радиаторов. Образовавшийся пузырь продолжает подпитываться новыми порциями кислорода и перерастает в воздушную пробку, блокирующую движение нагретой воды на данном участке. В результате близлежащие батареи либо секции радиатора остывают.

Для спуска воздуха из системы отопления применяется 2 вида клапанов:

  • ручной кран Маевского;
  • автоматический воздухоотводчик поплавкового типа.Raznovidnosti-vozdushnyh-klapanov.jpg

Устройство показанного на чертеже вентиля Маевского понять несложно. В торце латунного корпуса с наружным резьбовым присоединением ½” (Ду 15) либо ¾” (Ду 20) проделано отверстие Ø2 мм, чье сечение перекрывает винт с конусным наконечником. Сбоку в корпусе проделано отверстие малого диаметра, предназначенное для выпуска воздуха.

Ustrojstvo-krana-Maevskogo-v-razreze.jpg
Чертеж винтового крана Маевского в разрезе

Механический «воздушник» работает следующим образом:

  1. В режиме эксплуатации отопления запорный винт закручен и конус герметично перекрывает отверстие.
  2. Когда нужно выпустить воздушную пробку, винт откручивается на 1—2 оборота. Под давлением теплоносителя воздух проходит сквозь отверстие диаметром 2 мм, попадает в выпускной канал и движется по нему наружу.
  3. Сначала из отверстия вырывается чистый воздух, потом вперемешку с водой. Винт закручивается после того, как из канала пойдет плотная струя теплоносителя.
Разновидности вентилей по способу откручивания

Воздушный кран Маевского с ручным приводом – безотказное средство для спуска газов из трубопроводов и радиаторов отопления. Секрет надежности – отсутствие движущихся деталей, могущих засориться, износиться либо заржаветь. Как правило, вентиль используется в качестве радиаторного воздухоотводчика.

Ручные воздушные клапаны отопления делятся на разновидности по способу откручивания винта:

  • с помощью пластиковой либо металлической рукоятки;
  • традиционный вариант – шлиц под плоскую отвертку;
  • винт с четырехгранной головкой, чтобы пользоваться специальным ключом.

Нетрудно догадаться, что клапан сброса воздуха данного типа действует без вмешательства человека. Элемент представляет собой вертикальный бочонок из латуни с резьбовым присоединением G ½ “ (DN 15), куда помещен пластмассовый поплавок. Последний связан рычагом с подпружиненным клапаном для сброса воздуха, вмонтированным в крышку.

Принцип действия автоматического воздухоотводчика следующий:

  1. В рабочем режиме камера внутри корпуса заполнена водой, прижимающей поплавок кверху. Подпружиненный воздушный клапан закрыт.
  2. По мере накопления воздуха в верхней зоне камеры уровень теплоносителя снижается и поплавок начинает опускаться.
  3. Когда уровень упадет до критического значения, вес поплавка преодолеет упругость пружины и клапан откроется, начнется стравливание воздуха наружу.
  4. Благодаря избыточному давлению в системе отопления вода вытеснит весь воздух из камеры устройства, займет его место и снова поднимет поплавок. Клапан закроется.

При заполнении трубопроводной сети теплоносителем удаление воздуха происходит непрерывно, пока поплавок лежит на дне резервуара. Как только вода наполнит камеру, пружина перекроет клапан и стравливание прекратится. Заметьте, что часть воздушной смеси останется внутри корпуса под самой крышкой, что никак не скажется на нормальной работе отопления.

По исполнению воздухоотводчики – автоматы бывают с прямым и угловым присоединением. Одни производители выводят сброс вертикально вверх, другие – в сторону, из бокового «носика» с жиклером. С точки зрения рядового домовладельца, эти различия большого значения не имеют, а вот мастеру – сантехнику скажут о многом.

Устройство автоматических воздухоотводчиков постоянно совершенствуется. Ведущие производители деталей отопительных систем наделяют свои изделия дополнительными функциями:

  1. Защита от гидроударов с помощью отражающей пластины (ставится на входе в камеру).
  2. Эффективное улавливание мелких пузырьков достигается в проточной конструкции с двумя горизонтальными штуцерами для подключения к сети. Нижнюю зону увеличенного объема резервуара занимает специальный наполнитель, который останавливает движущиеся пузырьки воздуха и собирает их в камере.
    Стоит выкрутить элемент из переходника, — и пружина закроет проход тарелкой
  3. Возможность снять воздухосбрасыватель с целью обслуживания, не опорожняя трубы. Достигается за счет установки автоматического отсекающего крана с пружиной на входном штуцере. Когда сантехник выкручивает элемент, пружина выпрямляется и шайба с уплотнительным кольцом закрывает проход, как показано выше на схеме.
  4. Встраивание мини-клапана в радиаторную заглушку (смотри фото).
    Воздушные клапаны, выполненные в виде радиаторных заглушек

Автоматический воздухоотводчик: конструкция, принцип работы, монтаж

В любой трубопроводной системе, в которой в качестве рабочей среды используется вода, периодически может скапливаться определенное количество воздуха. Накопившийся воздух может приводить к различным неприятным последствиям – коррозии трубопроводов и установленного оборудования, появлению в трубопроводе посторонних звуков, возникновению воздушных пробок и преждевременному выходу из строя системы в целом.

Игольчатый ручной воздушный клапан также называют краном Маевского. Его устройство:

  • Латунный корпус (пробка) с наружной резьбой 1/2 // или 3/4 // для подсоединения к радиатору. В корпусе два отверстия для выпуска воздуха Ø 2 мм — одно в торце корпуса, второе — на боковой стенке;
  • Латунный запорный винт. С одной стороны винта — паз под шлицевую отвертку, с другой стороны винт обработан под конус, закрывающий воздушное отверстие (положение «закрыто»);
  • Пластиковый кожух.

В продаже можно встретить так называемый «кран под руку». Чтобы им пользоваться не нужен ни ключ, ни отвертка — пробка легко откручивается рукой.

Клапан автоматического сброса воздуха

Для отвода воздуха из корпуса нужно выкрутить винт. Для этого можно, конечно, воспользоваться отверткой, но есть специальные ключи, которые чаще всего идут в комплекте. После нескольких оборотов конус винта выходит из торцевого отверстия и в полость корпуса поступает воздух, который сразу же стравливается через второе боковое отверстие.

В современных алюминиевых или биметаллических радиаторах отопления уже предусмотрено отверстие под установку крана Маевского. Его можно найти на стороне противоположной подаче теплоносителя, сверху. Скорее всего, там уже стоит гайка под установку. В нее вкручена пластиковая заглушка. После ее удаления на это место монтируют воздушный клапан. Перед этим резьбу крана необходимо уплотнить резиновой или силиконовой прокладкой.

Установка крана Маевского на чугунную батарею значительно сложнее. Начнем того, что эти клапаны значительно мощнее тех, что стоят на алюминиевых радиаторах — они выдерживают давление до 16 атмосфер и температуру 150 С°. Последовательность действий:

  1. 1 Слить воду с радиатора;
  2. 2 В верхней заглушке чугунной батареи прорезать отверстие и нарезать резьбу, ответную наружной резьбе воздухоотводчика;
  3. 3 Вкрутить кран Маевского;
  4. 4 Добавить воду в систему.

В случае неисправности крана появляется течь. Причин тому может быть несколько:

  • Заводской брак. Один из пятидесяти кранов вообще не держит давление. Единственный выход – замена;
  • Слишком короткий винт. В этом случае его коническая часть не может полностью перекрыть отверстие, поэтому нужно приложить определенное усилие, чтобы ввернуть винт до упора;
  • Твердые частички мусора, попадая между винтом и корпусом, могут повредить внутреннюю резьбу. Одноразово здесь может помочь фум-лента, но позже все равно придется менять кран.

(Пока оценок нет)

Клапан автоматического сброса воздуха

Чтобы не допустить скопления воздуха теплотехники предлагают использовать клапан воздушный для отопления с самого начала эксплуатации контура, поэтому специалисты-теплотехники в составленной схеме отопления дают рекомендации относительно того, какой именно воздухоотводчик подойдет к конкретной системе отопления.

Однако в некоторых случаях, пытаясь сэкономить средства на покупке данного типа регулирующей арматуры, собственники отказываются от установки приборов и тем самым провоцируют ряд проблем. Чтобы решить их, им приходится монтировать клапан воздушный для системы отопления уже после того, как контур был обвязан и подключен к котлу.

Следующие признаки свидетельствуют о наличии воздушных пробок и указывают на необходимость интеграции воздухоотводчика в контур отопления:

  1. неравномерный прогрев батарей;
  2. появления «холодных пятен» на трубопроводе;
  3. плохая циркуляция в системе отопления;
  4. шум в отопительных приборах;
  5. некачественный обогрев дома.

Беря в учет принцип работы автоматического спускника воздуха на отопление, его обычно используют на таких участках:

  • Наивысшая точка отопительного контура (верхушках на вертикальных стояках и т.д.). Именно здесь обычно скапливается внутренний воздух системы.
  • Торцевые области тупиковых трубопроводных линий.
  • Группа безопасности котловой обвязки. Особенно в этом нуждаются котлы на твердых видах топлива. Автоматический стравливатель воздуха в таком случае входит в набор приборов, где также имеется манометр и аварийный клапан. Благодаря воздухоотводчику происходит спуск воздуха в процессе того, как теплоноситель заполняет водяную рубашку котла. Кроме того, прибор увеличивает скорость слива воды, когда происходит отсоединение теплогенератора от общей системы.
  • Вместе с циркуляционным насосом, что позволяет оптимизировать его работу. Этот вариант применяется только для тех моделей насосного оборудования, конструкция которых предусматривает возможность установки воздухоотводчика. Если перекачивается теплоноситель с воздухом, происходить заметное ухудшение качества работы насоса, вплоть до его остановки. Все это приводит к быстрому износу крыльчатки и подшипников. С помощью стравливателя можно также удалять пар из теплоносителя в случае его перегрева.
  • Участки отопительного контура, где наблюдается постоянное завоздушивание системы. Одна из причин подобных явлений – неверно высчитанный угол наклона трубы.
  • Отопительные приборы.

Перед установкой выполняется всесторонняя проверка устройства. Корпус должен быть избавлен от загрязнений, ржавчины и окалины при их наличии. Далее необходимо выполнить следующие действия:

  • Просчитывается наиболее удобная зона для размещения воздухоотводчика. Желательно ее продумать на этапе проектирования отопительной системы. Монтажная точка должна находиться как можно выше, должна собирать в себя воздух и газы от всех контуров и при этом быть доступной для техобслуживания.
  • Используя отсечной канал или другую соединительную арматуру (при необходимости), следует закрутить клапан автоматического воздухоотводчика так, чтобы уплотнительный материал обеспечивал герметичность стыка. Если применяется угловой или радиаторный прибор, то рабочая часть корпуса с камерой и поплавком обязательно должна быть обращена вверх для беспрепятственного выпуска воздуха.
  • Дотяжка воздухоотводчика производится только рожковым ключом – рычажные применять нежелательно.
  • Проверяется плотность соединения, после чего отворачивается колпачок в верхней части корпуса устройства. Далее можно заполнять ветку теплоносителем.

Воздушный клапан (или несколько) устанавливают в системе отопления, в местах наиболее вероятных для скопления пузырьков воздуха. Это предотвращает образование большой пробки, отопление работает бесперебойно.

Кран Маевского

Такие устройства получили название по фамилии своего разработчика. Кран Маевского имеет резьбу и размеры под трубу диаметра 15 мм или 20 мм. Устроен он просто:

  • В теле корпуса клапана проделано 2 сквозных отверстия, которые в открытом положении крана Маевского сообщается с системой отопления.
  • Закрывает эти отверстия винт на резьбе с конусным наконечником.
  • Через небольшое (2 мм) отверстие, направленное вверх, происходит выброс воздуха.

Для того чтобы спустить воздух из системы следует открутить винт на 1,5-2 оборота. Воздух вырывается со свистом, поскольку коммуникации находятся под давлением. Окончание выхода воздушной пробки характеризуется падением напора и появлением воды.

На рынке можно найти несколько разновидностей крана Маевского, которые одинаковы по устройству, но отличаются способом регулирования запорного винта. Бывают:

  • с удобной рукояткой для откручивания руками;
  • с обычной головкой под плоскую отвёртку;
  • с четырехгранной головкой под специальный ключ.

Для взрослого человека принцип откручивания запорного винта значения не имеет. Однако в доме, где есть дети, безопаснее использовать устройства, которые следует откручивать специальным приспособлением. Открутив обычный кран с удобной рукояткой, ребёнок может ошпариться кипятком.

Автоматический кран

Автоматический клапан для сброса воздуха устроен по принципу поплавковой камеры, конструкция включает:

  • вертикальный корпус диаметром 15 мм;
  • поплавок внутри корпуса;
  • пружинный клапан с крышкой, который соединён и регулируется поплавком.

Работает автоматический воздушный клапан для отопительной системы без участия человека. В нормальном состоянии, когда воздух в системе отсутствует, поплавок прижат давлением жидкого наполнителя к крышке клапана. Крышка при этом плотно закрыта.

По мере накопления воздуха в теле клапана, поплавок опускается вниз. Как только он опустится до критической отметки, открывается пружинный клапан и стравливает наружу воздух. Под давлением носителя в системе пространство вновь заполняется жидкостью. Поплавок поднимается, закрывая крышку пружинного клапана.

Когда в коммуникациях отсутствует теплоноситель, поплавок лежит на дне клапана. По мере наполнения системы воздух выходит из крана непрерывным потоком, пока теплоноситель не достигнет поплавка.

Различают следующие конфигурации автоматических воздушных клапанов для отопления:

  • с вертикальным воздушным выбросом;
  • с боковым выбросом воздуха (через специальный жиклёр);
  • с нижним подключением;
  • с угловым подключением.

Клапан автоматического сброса воздуха

Для дилетанта конструктивные особенности автоматического крана не имеют значения. Однако для профессионала разница для выбора между устройствами есть.

Считается что:

  • устройство с жиклёром и боковым отверстием в эксплуатации надёжнее, чем автоматический клапан с вертикальным воздушным выбросом;
  • клапан с нижним подключением эффективнее улавливает воздушные пузырьки, чем клапан с боковым монтажом.

Если конструкция крана Маевского не претерпевает изменений уже много лет, то устройство автоматических клапанов постоянно совершенствуется и дополняется.

Производители предлагают автоматические клапаны с дополнительными устройствами:

  • с мембраной для защиты от гидроударов;
  • с отсекающим клапаном, для удобства демонтажа устройства во время отопительного сезона;
  • мини-клапаны.

Автоматический кран

  • Кран Маевского эффективно работает только в месте естественного скопления воздуха. Он не может самостоятельно улавливать воздушные пузырьки в проходящем потоке, поскольку не оборудован воздушной камерой. При врезке крана в водопровод дополнительно стоит вмонтировать воздушную камеру. Для этого достаточно установить патрубок.
  • Стоит обратить внимание на проверенных производителей. Не стоит доверять китайским изделиям: при низкой цене и привлекательной внешности такие устройства работают недолго и не подлежат ремонту.
  • При покупке устройства не пренебрегайте конструкциями с дополнительным отсекателем, которая позволит снять кран в любой момент без отключения системы.
  1. Направьте отверстие, находящееся на корпусе крана, в таз или другую приготовленную емкость. Важно как можно ближе поднести емкость к крану, во избежание брызг на стены и пол.
  2. Специальным ключем для крана Маевского либо плоской отверткой начните против часовой стрелки откручивать запорный винт на корпусе клапана. Важно: поворачивайте ключ очень плавно
  3. С шипением и характерным звуком начнет выходить воздух.
  4. Держите кран в открытом положении до тех пор пока весь воздух не выйдет и вода не польется неприрывно тоненькой струйкой.
  5. По часовой стрелке плавно закройте кран ключем.
  • Скапливающийся в корпусе устройства воздух оказывает давление на поплавок, благодаря чему поплавок постепенно опускается вниз;
  • Опускаясь вниз поплавок тянет за собой рычаг и спускной клапан открывается, выпуская воздух наружу;
  • По мере выхода воздуха из корпуса, поплавок вновь поднимается наверх, одновременно закрывая спускной клапан.

Старый автоматический воздухоотводный клапан.

Где ставятся клапаны спуска воздуха

В любой системе водяного отопления есть места, где установка воздухоотводчиков обязательна. Если говорить о кранах Маевского, то их нужно ставить на все батареи, дабы стравливать собирающийся воздух. Точное место – в пробке верхнего угла, отдаленного от точки подключения подающей магистрали к прибору. Воздушный пузырь образуется именно там.

Если котел оборудован встроенным воздухоотводчиком, то на подаче его ставить не нужно

Автоматический воздушный клапан необходимо устанавливать строго вертикально в следующих точках сети отопления:

  • в группе безопасности котла, присоединенного к системе закрытого типа;
  • на обоих коллекторах теплого пола;
  • если самой высокой точкой является трубопровод, а не радиатор, то в него врезается поплавковый воздухоотводчик;
  • в буферную емкость и бойлер косвенного нагрева, если это предусмотрено конструкцией;
  • на змеевик полотенцесушителя;
  • в общую распределительную гребенку сложной и разветвленной системы (на оба коллектора);
  • на гидравлический разделитель контуров (гидрострелку).

Кроме указанных точек, воздухосбрасыватели ставятся в проблемных местах тепловой сети, где в силу сложных условий прокладки трубы образуют П-образные петли, повернутые кверху. Например, магистраль обходит дверной проем либо лестничный марш поверху, а затем снова опускается вниз. В подобных компенсаторах воздушные пробки образуются с вероятностью 100%, поэтому там нужен воздухоотводчик, лучше – автоматический.

Когда высшей точкой сети является труба или компенсатор, на него монтируется клапан

Если при заполнении тепловой сети водой вы не желаете бегать между радиаторами с отверткой, поставьте вместо вентилей Маевского автоматические угловые воздухоотводчики. Данный вариант подойдет и жильцам квартир, обогреваемых централизованно: в чугунных батареях частенько возникают воздушные пробки, а удалить их оттуда нет возможности.

Но если это единственный вариант как стравить воздух из системы то приготовьте разводной ключ, наждачную бумагу, растворитель и тазик, так же застелите поверхность около батареи тряпками или ветошью.

  1. Зачистите наждачной бумагой место соединения заглушки.
  2. Нанесите небольшое количество растворителя на место соединения, спустя 10-20 минут зачистите отошедший слой краски острым предметом
  3. Далее разводным ключом против часовой стрелки начните откручивать заглушку.
  4. Если все сделано правильно то Вы услышите характерный звук стравливаемого воздуха.
  5. По мере затихания звука из соединения начнет сочиться вода, тут и пригодится тазик и тряпки.
  6. Как только звук прекратится, закручивайте заглушку обратно по часовой стрелке.
  7. Для большей надежности можете место соединения немного закрасить.

Принцип работы устройства

Автоматический кран

Удаляя пробку при помощи ручного клапана, требуется контролировать процесс, чтобы вовремя перекрыть устройство — полностью стравленным воздух будет тогда, когда через сбросник потечет струйка теплоносителя. Установка автоматического отводчика воздуха избавляет от лишних хлопот по обслуживанию отопительной системы.

Принцип работы устройства базируется на использовании силы тяжести — полый поплавок легче воды, но тяжелее воздуха. В обычном состоянии воздухоудалитель заполнен теплоносителем, за счет чего поплавок находится в верхнем положении, прижимая игольчатый клапан. С течением времени теплоноситель вытесняется из внутренней камеры устройства скапливающимся газом.

В результате поплавок под воздействием силы тяжести опускается вниз, приоткрывая клапан. Скопившийся воздух под давлением жидкости в системе отопления выходит наружу через отверстие в корпусе отводчика, а камера вновь заполняется теплоносителем, который поднимает поплавок, автоматически закрывая клапан.

Поплавковые развоздушиватели служат для удаления воздушных пробок, а также помогают ускорить слив теплоносителя из системы на время профилактических или ремонтных работ. Из-за понижения уровня теплоносителя в контуре клапаны автоматически открываются, и поступающий через них воздух заставляет жидкость быстрее сливаться.

Воздух в отопительном контуре негативно влияет на функционирование и долговечность системы. Кислород, вступая в реакцию со сталью, вызывает коррозию. Воздушные пробки мешают нормальному движению теплоносителя, блокируют нагрев верхней части радиаторов или приборов отопления целиком. Наличие воздушных пузырей в теплоносителе ведет к преждевременному износу подвижных частей циркуляционных насосов.

Завоздушенная система отопления

Существует несколько причин формирования воздушных пробок:

  • Использование в качестве теплоносителя воды из водопровода, не прошедшей специальную обработку для удаления растворенного воздуха. При нагреве газы покидают жидкую среду и скапливаются в верхних точках трубопровода и батарей.
  • Чрезмерно быстрое заполнение системы теплоносителем или его подача не из нижней точки. В такой ситуации жидкость не успевает вытеснить воздух из всех уголков смонтированной системы.
  • Потеря системой герметичности из-за погрешностей в монтаже или повреждения элементов.
  • Применение полимерных труб, не имеющих барьерного покрытия, которое препятствует проникновению молекул кислорода в теплоноситель.
  • Ошибки при разработке проекта или обустройстве системы (неправильно выбранный угол наклона труб и т.д.).
  • Попадание воздуха в систему в ходе ремонта, требующего демонтажа элементов контура.

Автоматический воздухоотводчик Danfoss ду15: макс. температура — до 120 °С, стоимость — около 500 руб/шт.

  • Снижается теплоотдача радиаторов. Воздух заполняет верхнюю часть радиатора, в результате чего она становиться холодной;
  • Кислород, присутствующий в воздухе, способствует коррозии внутренних стенок оборудования;
  • Снижается или полностью прекращается циркуляция теплоносителя;
  • Лопасти и подшипники циркуляционного насоса с мокрым ротором подвержены повышенной нагрузке, в результате чего насос может преждевременно выйти из строя;
  • Присутствуют постоянные шумы в радиаторах, трубах и циркуляционном насосе.

Одним из наиболее эффективных устройств, способных решить все вышеперечисленные проблемы является автоматический воздухоотводчик – прибор, предназначенный для автоматического спуска воздуха из системы отопления.

Конструкция и принцип действия автоматического воздухоотводного клапана.

Автоматический воздухоотводчик представляет собой герметичный латунный корпус, как правило, цилиндрической или конусообразной формы. В корпусе расположен пустотелый поплавок, выполненный из полипропилена или высококачественного тефлона, который связан при помощи рычага со спускным клапаном. Спускной клапан оснащается пластиковым запирающим колпачком-заглушкой, который предотвращает утечку теплоносителя в случае поломки устройства.

Примечание! Воздухоотводчик будет работать только при открытом запирающем колпачке. Производители поставляют воздухоотводчики с полностью закрученными колпачками, это делается для исключения попадания загрязнений внутрь корпуса. Для начала работы устройства колпачок следует открутить на несколько оборотов.

Типы автоматических воздухоотводных клапанов.

Существуют 3 типа автоматических воздухоотводчиков:

  1. Прямые традиционные (монтаж осуществляется вертикально);
  2. Угловые (под углом 90°). Используются как радиаторные вместо крана Маевского или в тех случаях, когда устройство отопительной системы не позволяет использовать прямой воздухоотводчик;
  3. Специальные воздухоотводчики для радиаторов.

Автоматический кран

Примечание! Воздухоотводчик будет работать только при открытом запирающем колпачке. Производители поставляют воздухоотводчики с полностью закрученными колпачками, это делается для исключения попадания загрязнений внутрь корпуса. Для начала работы устройства колпачок следует открутить на несколько оборотов.

Автоматический кран

Рекомендуем ознакомиться:  Как сделать коллектор для полипропиленовых труб?

Управление клапаном  производится вручную, посредством регулировочного винта. Регулировку можно произвести обычными отвёртками или специальным ключом.

Помимо простого названия существует и более сложное — радиаторный игольчатый воздушный клапан. Устанавливается кран обычно на радиаторы в пробки-заглушки, имеющие специальные отверстия с резьбой. Либо его монтируют в самых высоких точках отопительной системы.

Различают два типа клапана Маевского: ручной и автоматический.

Нормальное состояние воздухоотделителя – это когда корпус заполнен теплоносителем, поплавок поднят в максимальное верхнее положение, а игольчатый клапан закрыт. С течением времени воздух из сети небольшими порциями поступает в камеру прибора и вытесняет воду.

После того как весь воздух ушел наружу, его место в камере занимает вода, поднимая поплавок в исходное положение. Клапан закрывается и воздухосбрасыватель переходит в режим ожидания. Также очень важную роль играет автоматический поплавковый воздухоотводчик во время опорожнения системы или ее участка.

Вместо заключения – советы по выбору

Теоретически во всех необходимых местах можно ставить автоматический клапан для выпуска воздуха. Но на практике сфера применения автоматов ограничена по многим соображениям. Например, устройство крана Маевского проще и не имеет движущихся частей, поэтому он надежнее. Ручной кран представляет собой цилиндрический корпус из водопроводной латуни с наружной резьбой. Внутри корпуса проделано сквозное отверстие, проход в котором перекрывает винт с коническим окончанием.

От основного отверстия, расположенного по центру, отходит круглый калиброванный канал. При выкручивании винта между этими двумя каналами появляется сообщение, благодаря чему воздух покидает систему. Во время эксплуатации винт полностью закручен, а чтобы сбросить газы из системы, достаточно открутить его на пару оборотов отверткой или даже рукой.

В свою очередь, автоматический воздушный клапан – это полый цилиндр, внутри которого находится пластмассовый поплавок. Рабочее положение устройства – вертикальное, внутренняя камера заполнена теплоносителем, поступающим через нижнее отверстие под воздействием давления в системе. Поплавок механически прикреплен к игольчатому выпускному клапану посредством рычага.

Внутренние движущиеся части автоматического воздухосбрасывателя постепенно покрываются накипью, а рабочие отверстия заиливаются. Вследствие этого механизм заедает, а газы выходят медленно, через узел с иглой начинает протекать вода. Такой воздуховыпускной клапан проще заменить, чем отремонтировать. Отсюда вывод: автовоздушники ставятся только в тех местах, где без них никак не обойтись. Они подбираются для:

  • группы безопасности котла, где температура теплоносителя наиболее высокая;
  • высших точек вертикальных стояков, куда поднимаются все газы;
  • распределительного коллектора теплых полов, где скапливается воздух из всех греющих контуров;
  • петель П-образных компенсаторов из полимерных труб, повернутых кверху.

При выборе устройства следует обратить внимание на 2 параметра: максимальная рабочая температура и давление. Если речь идет о схеме обогрева частного дома высотой до 2 этажей, то в принципе подойдет любой автоматический клапан для спуска воздуха. Минимальные параметры воздушников, предлагающихся на рынке, следующие: рабочая температура до 110 ºС, диапазон давлений, в котором прибор работает эффективно – от 0.5 до 7 Бар.

В коттеджах повышенной этажности циркуляционные насосы могут развивать более высокое давление, так что при подборе нужно ориентироваться на их показатели. Что касается температуры, то в сетях частных жилищ она редко превышает 95 ºС.

Ручные воздухоотводчики систем отопления (краны Маевского) наиболее часто принимаются для монтажа на радиаторы. Более того, многие производители секционных и панельных приборов комплектуют свои изделия кранами для удаления газов. При этом воздушники бывают 3 видов по способу откручивания винта:

  • традиционные, со шлицами под отвертку;
  • со штоком в виде четырехгранника или другой формы под специальный ключ;
  • с рукояткой для ручного откручивания без всякого инструмента.

Совет. Третий тип изделий не стоит приобретать для дома, где живут дети дошкольного возраста. Случайное открывание ими крана может привести к серьезным ожогам от горячего теплоносителя.

Такой простой, но очень важный прибор, как воздушный клапан на отопление, подобрать нетрудно. Особенно когда он идет в комплекте с другим оборудованием: группой безопасности, коллектором для теплого пола или отопительным радиатором. Если же приходится подбирать воздушник отдельно, то помимо выданных выше рекомендаций, не забывайте о качестве материала, из которого выполнен прибор. Остерегайтесь различных силуминовых подделок, имитирующих латунные изделия.

По трубопроводам и приборам водяного отопления всегда путешествует воздух в разном количестве. Он остается в магистралях при заполнении системы, проникает сквозь стенки полимерных труб и выделяется из теплоносителя (вода содержит кислород в растворенном виде). Удаление образующихся пузырей – задача, которую решает важный элемент схемы — воздухоотводчик. Дальше мы рассмотрим типы клапанов для сброса воздуха и поясним, где их нужно устанавливать.

Первая и главная рекомендация – не покупать автоматические «воздушники» китайского производства. Последствия подобной экономии хорошо известны мастерам по отоплению:

  • вместе с воздухом изделие пропускает теплоноситель, отчего на корпусе и полу возникают потеки, а в системе падает давление;
  • некачественный воздухоотводчик может заклинить и не сработать;
  • внутренности элемента довольно быстро приходят в негодность под воздействием теплоносителя.

С кранами Маевского ситуация не столь плачевна по одной причине – там нечему ломаться. С другой стороны, изделие не относится к сложному отопительному оборудованию и его цена вполне доступна даже у именитых брендов. Например, производители Icma, Caleffi и Valtec предлагают достойную продукцию средней ценовой категории. Также надежностью славятся «автоматы» от бренда Spirotech, изображенные на картинке.

Теперь дадим ряд советов по выбору клапанов для спуска воздуха:

  1. Кран Маевского лучше брать с ручкой, дабы не возиться с отвертками и ключами. Крутить ее удобно и в труднодоступных местах, когда радиатор прячется в нише.
  2. Если в квартире либо частном доме проживают маленькие дети, ставьте ручной кран под отвертку. Ребенок может добраться до рукоятки, открыть вентиль и ошпариться теплоносителем.
  3. По возможности берите автоматический клапан с отсекающим краном. Он позволит в любой момент снять деталь с целью ремонта или замены.
  4. Анодированное покрытие корпуса особой роли при эксплуатации не играет. Оно защищает металл от окисления.
  5. Приветствуется наличие дополнительных функций, улучшающих работу отопления. Если ваш бюджет позволяет, возьмите воздухоотводчик, улавливающий пузырьки.
    Здесь применен принцип работы деаэратора — множество элементов, заполняющих камеру, задерживают пузырьки и направляют их в клапан воздухоотводчика

Поплавковые модели воздухоотводчиков рассчитаны на определенное давление срабатывания и температуру теплоносителя. В качестве примера мы предлагаем рассмотреть таблицу технических характеристик от итальянского бренда Caleffi и убедиться, что для монтажа в частном доме сгодятся 2 варианта – линейка изделий MINICAL и VALCAL (давление эффективного срабатывания – 2.5 и 4 Бар соответственно).

Для установки в квартире, подключенной к централизованному теплоснабжению, следует взять модель ROBOCAL, рассчитанную на работу при давлении 6 Бар. Другие добросовестные производители предоставляют похожие таблицы с характеристиками, по которым вы сможете подобрать автоматический «воздушник».

В водяных тепловых системах автономного или централизованного типа может скапливаться воздух. Пробки становятся причиной снижения эффективности работы приборов, могут быстро вывести из строя дорогое оборудование, повысить шумовой фон при циркуляции теплоносителя, спровоцировать образование щелчков и стуков в радиаторах.

Автоматический сброс воздуха из системы отопления

Теоретически во всех необходимых местах можно ставить автоматический клапан для выпуска воздуха. Но на практике сфера применения автоматов ограничена по многим соображениям. Например, устройство крана Маевского проще и не имеет движущихся частей, поэтому он надежнее. Ручной кран представляет собой цилиндрический корпус из водопроводной латуни с наружной резьбой. Внутри корпуса проделано сквозное отверстие, проход в котором перекрывает винт с коническим окончанием.

От основного отверстия, расположенного по центру, отходит круглый калиброванный канал. При выкручивании винта между этими двумя каналами появляется сообщение, благодаря чему воздух покидает систему. Во время эксплуатации винт полностью закручен, а чтобы сбросить газы из системы, достаточно открутить его на пару оборотов отверткой или даже рукой.

В свою очередь, автоматический воздушный клапан – это полый цилиндр, внутри которого находится пластмассовый поплавок. Рабочее положение устройства – вертикальное, внутренняя камера заполнена теплоносителем, поступающим через нижнее отверстие под воздействием давления в системе. Поплавок механически прикреплен к игольчатому выпускному клапану посредством рычага.

Внутренние движущиеся части автоматического воздухосбрасывателя постепенно покрываются накипью, а рабочие отверстия заиливаются. Вследствие этого механизм заедает, а газы выходят медленно, через узел с иглой начинает протекать вода. Такой воздуховыпускной клапан проще заменить, чем отремонтировать. Отсюда вывод: автовоздушники ставятся только в тех местах, где без них никак не обойтись. Они подбираются для:

  • группы безопасности котла, где температура теплоносителя наиболее высокая;
  • высших точек вертикальных стояков, куда поднимаются все газы;
  • распределительного коллектора теплых полов, где скапливается воздух из всех греющих контуров;
  • петель П-образных компенсаторов из полимерных труб, повернутых кверху.

Как работает автоматический воздухоотводчик?

Еще одной проблемой автоматических воздухоотводчиков является течь в районе резьбового соединения между верхней крышкой и корпусом устройства. Течь происходит из-за разрыва уплотнительного кольца, которое установлено между корпусом и верхней крышкой. Вышедшее из строя кольцо следует заменить на новое, либо подмотать резьбу Tangit-ом Uni-Lock или льном.

Параметр Ед. изм.
Срок службы до 30 лет
Макс. температура теплоносителя 110-120 °С
Макс. температура окружающей среды до 60 °С
Давление 10-12 бар
Резьба для соединения ½, ¾ дюйма
Требования к теплоносителю вода, жидкие неагрессивные среды

Автоматический воздухоотводный клапан с угловым подключением.

Перед воздухоотводчиком рекомендуется установить шаровой кран или отсекающий клапан. Это позволит, не сливая теплоноситель из системы, осуществить замену вышедшего из строя прибора.

Автоматический воздухоотводчик ду15 (Valtec модель VT.502.NH): макс. температура — 110 °С, цена около 285 руб/шт.

Откуда появляется воздух в системе отопления?

  1. Отсутствие полной герметичности системы
  2. Во время возникновения коррозии
  3. При образовании утечек
  4. Попадание воздуха при работе насоса
  5. Некачественная сборка всей системы отопления

Причин завоздушивания магистрали несколько:

  1. При нагревании водного теплоносителя из жидкости выделяется кислород. Порции малых пузырьков скапливаются и провоцируют появление пробок.
  2. Заполнение контуров жидкостью под большим напором приводит к тому, что газы не успевают стравливаться и остаются (накапливаются) в трубопроводах. Контуры с ответвлениями надо наполнять медленно, в течение 1-2 часов, подавая струю с малым напором – только так выйдут все пузырьки воздуха.
  3. Разгерметизация системы – частая причина завоздушивания. Неплотно прикрученные соединения, щели, каверны – это каналы для поступления газов внутрь туннелей.
  4. Формирование сети из полимерной трубы без антидиффузного покрытия приведет к быстрому и частому завоздушиванию. Отсутствие защитной пленки на деталях открывает доступ кислорода внутрь.
  5. Нарушенная технология выкладки труб без уклона, неверного диаметра также приводит к образованию пробок. Особенно важно следить за уровнем наклона в самотечных магистралях, где воздух может застаиваться, не поступать в клапаны для стравливания газов.

Причины появления

  • Часто в закрытых системах отопления в качестве теплоносителя применяется обычная водопроводная вода, которая содержит растворенный кислород. При нагревании такой воды, она выделяет кислород в виде большого количества микропузырьков. Через какое-то время, по мере накопления, пузырьки образуют воздушную пробку.
  • При заполнении системы, теплоноситель «подавался» с большой скоростью, в результате чего воздух не успевал стравливаться. Система должна заполняться постепенно, без спешки, (на заполнение 1 этажа разветвленной системы отопления должно уходить около 1 часа).
  • В отопительной системе есть утечка теплоносителя или какие-то соединения закручены неплотно, в результате чего в систему поступает воздух.
  • В системе используются полимерные трубы без антидиффузионного покрытия стенки которых кислородопроницаемы.
  • Ошибки в монтаже системы также могут стать причиной образования воздушных пробок. В особой степени это касается несоблюдения необходимых уклонов труб, в результате чего воздух «застаивается» на определенном участке трубопровода и не доходит до воздухоотводчика. В этом случае рекомендуется сделать врезку на проблемный участок и установить автоматический воздухоотводчик.
  • Воздух попал в систему после проведения ремонтных работ.

Похожие записи:

  • Воздух в системе отопления: причины появления, как развоздушить систему?
  • Сепаратор воздуха и шлама для систем отопления
  • Кран Маевского (ручной воздухоотводчик): принцип работы, конструкция
  • Расширительный мембранный бак для отопления: конструктивные особенности и принцип работы
  • Сэндвич трубы для дымохода
  • Грязевики для систем отопления

Воздух в системе отопления может появиться по разным причинам. Если это проблема разовая — можно просто удалить его и не заниматься поисками источника. Если развоздушивание требуется несколько раз за сезон, придется искать причину. Вот наиболее распространенные:

  • Ремонт, модернизация системы отопления. При ремонтных работах воздух в трубопровод попадает практически всегда. Это естественно.
  • Заполнение системы теплоносителем. Если заливать воду в систему медленно, воздуха она с собой несет немного, попутно вытесняя тот, который имеется в трубах и радиаторах. Это тоже процесс понятный, особых мер тоже не требует.
  • Разгерметизация стыков и сварных швов. Этот дефект требует устранения, так как завоздушивание будет происходить постоянно. В индивидуальных системах отопления данное явление (негерметичные соединения) сопровождается также падением давления. И это — еще одна причина искать неисправности. Наиболее вероятное место — соединения труб и радиаторов. Они могут быть негерметичны. Искать их очень сложно, так как внешне они далеко не всегда проявляются. Если вы заметили, что какое-то из соединения «подкапываеет» все намного проще — устраняете капель. Но если внешне все нормально, а воздух все время скапливается, приходится обмазывать стыки и швы мыльной пеной и наблюдать — появятся ли новые пузыри. После нахождения каждого «подозрительного» соединения их подтягивают, обмазывают герметиком или перепаковывают (способ зависит от типа соединений).

Скапливаться воздух может в изгибах труб

  • Если в системе отопления уже стоят воздухоотводчики (клапана для сброса воздуха) и в ней начали появляться пробки, надо проверить исправность клапанов, а также герметичность соединений.
  • Появление воздуха в системе отопления может быть связано с разрывом мембраны расширительного бака. В этом случае придется менять мембрану, а для этого надо останавливать всю систему.
  • Это наиболее распространенные места и способы, какими воздух попадает в радиаторы и батареи. Выгонять его оттуда надо время от времени, но при осеннем пуске отопления — обязательно.

    К сожалению, не всегда воздушная пробка находится в легко доступном месте. При ошибках проектирования или укладки, воздух может скапливаться в трубах. Стравливать его оттуда очень нелегко. Сначала определяем местоположение пробки. В месте пробки трубы холодные и слышно журчание. Если явных признаков нет, проверяют трубы по звуку — постукивают по трубам. В месте скопления воздуха звук будет более звонким и громким.

    Найденную воздушную пробку надо выгнать. Если речь идет о системе отопления частного дома, для этого поднимают температуру и/или давление. Начнем с давления. Открывают ближайший спускной клапан (по ходу движения теплоносителя ) и подпиточный кран. В систему начинает поступать вода, поднимая давление.

    Это группа безопасности. На среднем выходе установлен автоматический воздухоотводчик

    Не все воздушные пробки так легко сдаются. Для особой упорных надо одновременно поднимать температуру и давление. Эти параметры доводятся до значений, близких к максимальным. Превышать их нельзя — слишком опасно. Если в после этого пробка не ушла, можно попытаться открыть одновременно спускной кран (для слива системы) и подпиточный. Может, таким образом удастся сдвинуть воздушную пробку или вообще избавиться от нее.

    Если подобная проблема возникает постоянно в одном месте — налицо ошибка в проектировании или разводке. Чтобы не мучится каждый отопительный сезон, в проблемном месте устанавливают клапан для отвода воздуха. В магистраль можно врезать тройник и на свободный вход установить воздухоотводчик. В таком случае проблема будет решаться просто.

    Клапан на батарее отопления для сброса воздуха позволяет избавляться от газов, скопившихся в центральном трубопроводе и батареях. Завоздушивание отопительной системы может происходить по нескольким основным причинам, в числе которых:

    1. 1. Из-за очень быстрого наполнения контура тепловым носителем вода в системе не успевает вывести воздушные массы естественным способом. Теплоноситель необходимо заполнять с нижней точки, чтобы воздух выводился кверху и выходил через открытый спускник.
    2. 2. По причине повышенного количества растворенных газов в тепловом носителе, для которого не проводились специальные подготовительные мероприятия — деаэрация. Растворимость газов происходит с учетом температуры среды, и во время нагрева жидкости воздух отделяется от теплоносителя и накапливается, образуя пробки.
    3. 3. Процесс проведения ремонтных работ, которые связаны с заменой различных элементов без полного слива жидкости, когда ремонтируемый контур или отопительный прибор отсекается от всей системы, а после подсоединяется обратно.
    4. 4. В результате попадания воздушных масс через стенки пластиковых труб, если они изготовлены из материала без антидиффузионного покрытия. Во время организации трубопровода этот нюанс необходимо непременно учитывать.
    5. 5. Вследствие процесса коррозии во время контакта кислорода с металлом из воздушных молекул освобождается водород, который тоже начинает накапливаться в отопительной системе.
    6. 6. Во время нарушения герметичности.
    • Ремонт, модернизация системы отопления. При ремонтных работах воздух в трубопровод попадает практически всегда. Это естественно.
    • Заполнение системы теплоносителем. Если заливать воду в систему медленно, воздуха она с собой несет немного, попутно вытесняя тот, который имеется в трубах и радиаторах. Это тоже процесс понятный, особых мер тоже не требует.
    • Разгерметизация стыков и сварных швов. Этот дефект требует устранения, так как завоздушивание будет происходить постоянно. В индивидуальных системах отопления данное явление (негерметичные соединения) сопровождается также падением давления. И это — еще одна причина искать неисправности. Наиболее вероятное место — соединения труб и радиаторов. Они могут быть негерметичны. Искать их очень сложно, так как внешне они далеко не всегда проявляются. Если вы заметили, что какое-то из соединения «подкапываеет» все намного проще — устраняете капель. Но если внешне все нормально, а воздух все время скапливается, приходится обмазывать стыки и швы мыльной пеной и наблюдать — появятся ли новые пузыри. После нахождения каждого «подозрительного» соединения их подтягивают, обмазывают герметиком или перепаковывают (способ зависит от типа соединений).

    Если в системе отопления уже стоят воздухоотводчики (клапана для сброса воздуха) и в ней начали появляться пробки, надо проверить исправность клапанов, а также герметичность соединений.Появление воздуха в системе отопления может быть связано с разрывом мембраны расширительного бака. В этом случае придется менять мембрану, а для этого надо останавливать всю систему.

    Назначение и виды воздушных клапанов

    Воздушный клапан в системе отопления с жидким теплоносителем предназначен для удобного сброса воздуха во время её работы. Воздушные пробки образуются в любой системе, насколько бы продуманной она не была.

    Если у соседей по стояку батареи горячие, а у вас отопления нет, то скорее всего нужно спустить воздух. Такую процедуру в многоквартирных домах старой постройки проводили на верхнем этаже. Для этой цели у каждого радиатора вместо глухой пробки в верхнем углу был вмонтирован сливной вентиль.

    Автоматический сброс воздуха из системы отопления

    Когда систему заполняли, то воздух стравливали посредством открывания этого крана и слива из него воды. Воду сливали до тех пор, пока струя не переставала «плеваться» водой и воздухом. Спокойная струя означала, что весь воздух вышел и система по стояку наполнена водой полностью.

    Подобные сливные краны в многоквартирных домах неудобно было обслуживать, приходилось всегда обращаться к соседу для доступа к радиатору.

    В индивидуальном домостроении такой сброс воздушной пробки требует долива воды в систему и не гарантирует периодического завоздушивания вновь.

    Сегодня различают специальные устройства – воздушные клапаны для отопления:

    • автоматические – открываются самостоятельно, по мере роста воздушной пробки;
    • краны Маевского – открываются вручную.

    О назначении устройства нетрудно догадаться по его названию. Элемент применяется в схеме с целью удаления воздуха из системы или отдельных приборов и агрегатов, который там появляется при таких обстоятельствах:

    • во время заполнения всей сети трубопроводов или отдельных ветвей системы водой;
    • в результате подсоса из атмосферы вследствие различных неисправностей;
    • в процессе эксплуатации, когда растворенный в воде кислород постепенно переходит в свободное состояние.

    Задачей воздухоотводчика является спуск воздуха из системы отопления во избежание образования воздушных пробок. Последние серьезно препятствуют свободной циркуляции жидкости, из-за чего одни участки системы могут перегреваться, а другие наоборот остывать. Кроме воздуха в трубопроводах могут скапливаться и другие газы.

    В нынешних схемах домовых систем отопления применяется 2 вида воздушников, отличающихся по конструкции:

    • ручные (краны Маевского);
    • автоматические (поплавковые).

    uglovoj-vozduhovypusknoj-klapan.jpg

    Каждый из этих видов устанавливается в различных местах, где есть опасность возникновения воздушной пробки. Краны Маевского имеют традиционное и радиаторное исполнение, а конфигурация автовоздушников бывает прямой и угловой.

    • во время заполнения всей сети трубопроводов или отдельных ветвей системы водой;
    • в результате подсоса из атмосферы вследствие различных неисправностей;
    • в процессе эксплуатации, когда растворенный в воде кислород постепенно переходит в свободное состояние.

    Для справки. В промышленных котельных подпиточная вода перед попаданием в котел проходит стадию деаэрации (удаление растворенного воздуха). В результате водопроводная вода, изначально содержащая до 30 г кислорода на 1 м3, становится пригодной к эксплуатации с показателем менее 1 г / м3. Однако подобные технологии достаточно дороги и не применяются в частном домостроении.

    Задачей воздухоотводчика является спуск воздуха из системы отопления во избежание образования воздушных пробок. Последние серьезно препятствуют свободной циркуляции жидкости, из-за чего одни участки системы могут перегреваться, а другие наоборот остывать. Кроме воздуха в трубопроводах могут скапливаться и другие газы.

    Чем грозит воздух в системе отопления

    Все, наверное, не раз встречались с тем, что отопление включено, а какой-то радиатор или целая группа нагреваются плохо или вообще стоят холодные. Причина этому — воздух в системе отопления. Он обычно скапливается в самой высокой точке, вытесняя из этого места теплоноситель. Если его скапливается достаточно много, циркуляция теплоносителя вообще может остановиться. Тогда говорят о том, что в системе отопления образовалась воздушная пробка. Профессионалы в таком случае говорят, что система завоздушилась.

    Чтобы возобновить нормальную работу отопления необходимо скопившийся воздух удалить. Для этого есть два варианта. Первый чаще используется в системах централизованного отопления. На крайних радиаторах в ветке устанавливают краны. Они называются спускными. Это обычный вентильный кран. После заполнения системы теплоносителем его открывают, держат открытым до тех пор, пока не пойдет ровная струйка воды без воздушных пузырей (тогда вода льется рывками).

    Воздух в радиаторе отопления мешает нормальной циркуляции теплоносителя. Это приводит к тому, что батарея плохо греется

    В частных системах или после замены радиаторов в квартирах, для стравливания воздуха ставят не обычные краны, а специальные воздушные клапаны. Они бывают ручными и автоматическими. Ставятся они в верхний свободный коллектор на каждый радиатор (желательно) и/или в самой высокой точке системы.

    Чем еще грозит воздух в системе отопления? Он способствует более быстрому разрушению компонентов системы отопления. Хоть сегодня все больше используются полимеры, металлических частей все еще достаточно. Наличие кислорода способствует активизации окисления (черный металл ржавеет).

    Устанавливаем клапана для сброса воздуха

    Для отвода воздуха из отопления на радиаторах ставят воздухоотводчики — ручные и автоматические воздушные клапана. Их называют по-разному: спускник, воздухосбросник, спускной или воздушный клапан, воздушник и т.п. Суть от этого не меняется.

    Это небольшое устройство для стравливания воздуха из радиаторов отопления вручную. Устанавливается оно в верхний свободный коллектор радиатора. Есть разных диаметров под разное сечение коллектора.

    Ручной воздухоотводчик — кран Маевского

    Представляет собой металлический диск со сквозным отверстием конической формы. Это отверстие закрывается винтом конусообразной формы. Выкручивая винт на несколько оборотов, предоставляем возможность воздуху выйти из радиатора.

    Устройство для отвода воздуха из радиаторов

    Для облегчения выхода воздуха перпендикулярно к основному каналу сделано дополнительное отверстие. Через него собственно, воздух и выходит. Во время развоздушивания при помощи крана Маевского, направьте это отверстие вверх. После этого можно винт откручивать. Откручивайте на несколько оборотов, сильно не выкручивайте. После того, как прекратиться шипение, винт возвращаете в исходное положение, переходите к следующему радиатору.

    При пуске системы может потребоваться обход всех воздухосборников по нескольку раз — пока воздух вообще перестанет выходить. После этого радиаторы должны греться равномерно.

    Эти небольшие устройства ставятся как на радиаторы, так и в других точках системы. Отличаются они тем, что позволяют стравливать воздух в системе отопления в автоматическом режиме. Чтобы понять принцип работы рассмотрим строение одного из автоматических воздушных клапанов.

    Принцип работы автоматического спускника такой:

    • В нормальном состоянии теплоноситель заполняет камеру процентов на 70. Поплавок находится вверху, поджимает шток.
    • При попадании в камеру воздуха, теплоноситель вытесняется из корпуса, поплавок опускается.
    • Он давит выступом-флажком на жиклер, отжимая его.

    Принцип работы автоматического клапана для спуска воздуха

  • Отжатый жиклер открывает небольшую щель, которой достаточно для выхода воздуха, который скопился в верхней части камеры.
  • По мере выхода воды корпус воздухоотводчика заполняется водой.
  • Поплавок поднимается, освобождая шток. Он за счет пружины возвращается на место.
  • По этому принципу работают разные конструкции автоматических воздушных клапанов. Они могут быть прямыми, угловыми. Ставятся в наивысших точках системы, присутствуют в группе безопасности. Могут быть установлены в выявленных проблемных местах — где трубопровод имеет неправильный уклон, из-за чего там скапливается воздух.

    Вместо ручных кранов Маевского можно поставить автоматический спускник для радиаторов. По размерам он лишь чуть больше, но работает в автоматическом режиме.

    Автоматический воздушный клапан для отвода воздуха

    Краны Маевского монтируются на все батареи, точка установки – верхнее отверстие разводки.

    Автоматические сбросники нужно ставить вертикально в следующих зонах сети:

    • группа безопасности у котла в магистралях герметичного типа;
    • коллекторы с подогревом наполнителя;
    • если самая высокая точка системы – трубопровод, а не радиатор, то спускной клапан врезается в эту зону;
    • полотенцесушители;
    • гидрострелки;
    • распределительная гребенка разветвленных магистралей.

    Также сбросники врезаются в контуры, выложенные петлями и повернутые вверх. Такие П-образные петли сооружаются при трудностях прокладки в горизонтальном прямом виде, например, для обхода дверного проема, лестницы. В таких участках инженерной сети газы скапливаются всегда, повышая риск завоздушивания схемы – в точки монтируются только автоматические устройства.

    Всего существует три разновидности этих приспособлений – невзирая на это, работа автоматического воздухоотводчика, а вернее ее принцип, остается неизменным. Во всех случаях применяется все тот же игольчатый клапан и все тот же поплавок, открывающий и закрывающий его – разница только в положении корпуса относительно присоединительного патрубка, т.е. резьбового соединения.

    1. Прямой автоматический воздушный клапан для отопления. Наиболее распространенное приспособление для автоматического удаления воздуха. Он предназначен только для вертикальной установки – в смысле того, что если вы вдруг надумаете использовать его для батареи, то дополнительно понадобится уголок под 90 градусов. Оптимальная область их применения – это трубопроводы, а вернее их верхние точки, куда по всем законам физики устремляется образовывающийся в отоплении воздух. Если бы не подобные приборы, то сбрасывать воздух в самых верхних точках отопительных систем было бы очень неудобно. Кроме того, автоматическими сбросниками с прямыми присоединительными патрубками оснащается и некоторое оборудование систем отопления. К примеру, автоматический воздушный клапан является неотъемлемым элементом группы безопасности котла, в которую также входит манометр и взрывной клапан. Воздушниками еще оборудуются бойлеры косвенного нагрева и прочее оборудование, вверху которого возникает вероятность образования скоплений воздуха.

    2. Угловой сбросник воздуха. Если говорить коротко, то используются угловые воздушные автоматы там, где отсутствует возможность установить его прямого собрата – он может либо не помещаться в нужном месте, либо оборудование иметь боковой отвод с резьбой. В общем, ситуаций различных много, и перечислять их все не имеет никакого смысла, тем более что суть и принцип работы остаются без изменений – меняется только расположение выходного присоединительного патрубка с резьбой и, как результат, внешний вид автоматического крана Маевского. Очень важным условием правильного функционирования углового автомата для сброса воздуха является строго вертикальная установка его корпуса. Горизонтально и даже под наклоном с небольшим углом автомат не сможет работать адекватно – поплавок будет застревать и, как результат, удаление воздуха будет несвоевременным или оно вообще не будет производиться.
    3. Автоматический воздухоотводчик для радиаторов. По сути, это разновидность углового автомата для удаления воздуха, хотя с виду этого и не скажешь – все эти нюансы спрятаны внутри корпуса. Наружная часть воздушника для батарей создается исходя из эстетических соображений. Кроме того, эти приспособления отличаются и диаметром присоединительного патрубка – на современные радиаторы они устанавливаются прямиком в батарею, без использования футорных гаек. На старые батареи они монтируются через футорку с проходным резьбовым отверстием, а для стальных конвекторов применяются специальные автоматы с полудюймовым патрубком.

    Это и все разновидности, которыми может похвастаться автоматический воздушный клапан для систем отопления. В принципе, большего и не нужно, так как невзирая на различные условия установки, какой-нибудь из них все равно подойдет.

    Угловые и радиаторные воздухоотводчики

    В разных отопительных системах может возникнуть множество ситуаций, когда требуется удалять воздушные пробки в самых труднодоступных или удаленных местах. Все их перечислить невозможно, так как вариантов слишком много. Там, где установить простой клапан не представляется возможным, поскольку труба с резьбой на конце находится в горизонтальном положении, подойдет угловой воздухоотводчик. Его патрубок, выходящий снизу, поворачивает под углом 90º и может быть присоединен к горизонтальному участку.