Маркировка трубопроводной арматуры

5 Маркировка приводов к арматуре

5.1 Статус знаков маркировки – в соответствии с 4.1.1.

5.2 Перечень знаков маркировки и параметров приводов, характеризуемых этими знаками, приведен в таблице 2.Таблица 2 – Знаки маркировки приводов к арматуре

Номер знака

Статус знака

Параметр, характеризуемый знаком

Характеристика знака и примеры для приводов

Ручной (редуктор)

пневматический

гидравлический

электрический

электро-
магнитный

П1

Обязательный

Наименование и обозначение привода

По основному конструкторскому документу

П2

Дополнительный

Обозначение документа на поставку и тип привода

Документ на поставку – стандарт или ТУ

П3

Обязательный

Товарный знак и/или наименование изготовителя

П4

Дополнительный

Управляющая среда

По КД или ТУ

П5

Обязательный

Управляющее давление или номинальное давление PN в приводе

Примердля гидро- или пневмопривода с управляющим (или номинальным) давлением 6 бар (0,6 МПа):

Рупр 6или
Рупр 0,6МПаили
PN 6илиPN 0,6 МПа

П6

Обязательный

Параметры тока (переменный или постоянный, сила тока, напряжение, частота, число фаз и др.)

По КД или ТУ.

Пример приведен в приложении Г на рисунке Г.5

П7

Обязательный

Мощность электродвигателя (электромагнита)

Примердля электропривода с мощностью двигателя 0,16 кВт:

0,16 кВтили
N 0,16 кВт

П8

Обязательный

Максимальный крутящий момент на выходном валу (для приводов с вращательным движением) или диапазон крутящих моментов в соответствии с [1]

Примеры

1для крутящего момента 80 Н·м:

Мкр 80 Н·м

2для диапазона крутящих моментов от 80 до 100 Н·м:

Мкр от 80 до 100 Н·м

П9

Обязательный

Максимальное усилие Q (или диапазон усилий) на выходном звене (штоке) (для приводов с поступательным движением)

Примердля максимального усилия 20 H:

Q 20 Н

П10

Обязательный

Линейное (или угловое) перемещение выходного звена, или число оборотов

По КД или ТУ

П11

Обязательный

Режим работы (продолжительность включения)

Примердля электропривода с продолжительностью включения 25%:ПВ 25

П12

Дополнительный

Климатическое исполнение и категория размещения по ГОСТ 15150

Маркируется в соответствии с НД, КД или ТУ

Примеры

1 У5

2 УХЛ1

3 Т3

П13

Дополнительный

Внешние воздействия

П14

Обязательный

Класс изоляции

По КД или ТУ

П15

Дополнительный

Тип присоединения к арматуре

По КД или ТУ.

Для приводов вращательного действия – по [2]

П16

Специальный

Знак обращения продукции на рынке

Примеры

или – знак соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза (ЕАЭС).

– знак соответствия требованиям Директив Европейского союза

П17

Дополнительный

Клеймо контролера

По документации изготовителя

П18

Обязательный

Месяц и год изготовления

Примерыдля привода, изготовленного в июне 2015 года:

06.2015или06/15или06/2015илииюнь2015

П19

Обязательный

Заводской номер

Примерыдля привода, заводской номер изделия 1123:

1123илиN 1123

Допускается объединять знаки П18 или П19.

Примерыдля привода, заводской номер изделия 1123, изготовленного в июне 2015 года:

1123-06.2015илиN 1123-06.2015или1123-06/15или
06.2015-1123или06.2015-N 1123или06/15-1123или
1123-июнь 2015илиN 1123-июнь 2015или
июнь 2015-1123

П21

Специальный

Знак взрывобезопасности

или

Пример –

П22

Дополнительный

Масса

По КД или ТУ

Примечание – Исполнительные механизмы для арматуры маркируют по НД, ТУ, КД, при этом в составе маркировки должны быть обязательные и специальные знаки, предусмотренные таблицей 2.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

5.3 Содержание, расположение, способы выполнения и конструктивные элементы маркировки приводов к арматуре указывают в КД на приводы. Требования к табличкам – по 4.2.1. Пример маркировки электропривода на табличке – см. приложение Г.

5.4 В состав маркировки приводов по усмотрению разработчика и изготовителя или по договору допускается вводить знаки, не предусмотренные таблицей 2. Место и рекомендуемый состав маркировки электроприводов – в соответствии с [3].

5.5 Комбинированные приводы маркируют знаками маркировки составляющих видов приводов.

3 Термины, определения, сокращения и обозначения

3.1.1 безотказность: Свойство задвижки непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени или наработки.

3.1.2 вероятность безотказной работы: Вероятность того, что в пределах заданной наработки отказ задвижки не возникает.

3.1.3 вероятность безотказной работы по отношению к критическим отказам: Вероятность того, что в пределах заданной наработки критический отказ задвижки не возникнет.Примечание – Вероятность безотказной работы по отношению к критическим отказам в пределах назначенных показателей должна быть близка к единице.

Маркировка трубопроводной арматуры

3.1.4 долговечность: Свойство задвижки сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта.

3.1.5 задвижка: Тип арматуры, у которой запирающий элемент перемещается перпендикулярно оси потока рабочей среды.

3.1.6 задвижка литая: Задвижка, корпусные детали которой изготовлены методом литья.

3.1.7 задвижка литосварная: Задвижка, корпусные детали которой изготовлены методом литья и соединены сваркой.

3.1.8 задвижка литоштампосварная: Задвижка, корпусные детали которой изготовлены методом литья и штамповки (ковки или вальцовки обечаек из листового проката) и соединены сваркой.

3.1.9 задвижка параллельная: Задвижка, у которой уплотнительные поверхности элементов затвора взаимно параллельны.

Маркировка трубопроводной арматуры

3.1.10 задвижка полнопроходная: Задвижка, в которой площадь проходного сечения затвора равна площади номинального проходного сечения присоединительных патрубков или фланцев задвижки.

3.1.11 задвижка шиберная: Параллельная задвижка, у которой запирающий элемент выполнен в форме шибера.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

3.1.12 задвижка штампосварная: Задвижка, корпусные детали которой изготовлены методом штамповки, ковки или вальцовки обечаек из листового проката и соединены сваркой.

3.1.13 затвор: Совокупность подвижных (шибер) и неподвижных (седло) элементов задвижки, образующих проходное сечение и соединение, препятствующее протеканию рабочей среды.

3.1.14 испытательный стенд (установка): Комплекс технологических систем, оборудования, измерительных средств, оснастки, средств механизации и автоматизации, а также коллективных средств защиты, обеспечивающих безопасное проведение технологического процесса испытаний изделий.

3.1.15 катушка приварная: Деталь трубопровода, имеющая обработанные механическим способом торцы и предназначенная для соединения труб и деталей трубопроводов с арматурой.

3.1.16 коэффициент оперативной готовности: Вероятность того, что задвижка окажется в работоспособном состоянии в произвольный момент времени, кроме планируемых периодов, в течение которых применение задвижки по назначению не предусматривается, и, начиная с этого момента, будет работать безотказно в течение заданного интервала времени.

3.1.17 коэффициент сопротивления: Отношение потерянного давления к скоростному (динамическому) давлению в условном (принятом) проходном сечении.

3.1.18 критерий отказа: Признак или совокупность признаков нарушения работоспособного состояния задвижки, установленные в нормативной и/или конструкторской (проектной) документации.

3.1.19 критический отказ: Отказ задвижки, возможными последствиями которого является причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, тяжесть последствий которого признана недопустимой и требует принятия специальных мер по снижению его вероятности и/или возможного ущерба, связанного с его возникновением.

3.1.20 критическое предельное состояние: Состояние задвижки, при котором ее дальнейшая эксплуатация недопустима из-за возможности наступления критического отказа.

Маркировка трубопроводной арматуры

3.1.21 назначенный ресурс: Суммарная наработка, при достижении которой эксплуатация задвижки должна быть прекращена независимо от ее технического состояния.

3.1.22 назначенный срок службы: Календарная продолжительность эксплуатации, при достижении которой эксплуатация задвижки должна быть прекращена независимо от ее технического состояния.

3.1.23 наработка до отказа: Наработка задвижки от начала эксплуатации до возникновения первого отказа.

3.1.24 номинальное давление: Наибольшее избыточное рабочее давление при температуре рабочей среды 20 °С, при котором обеспечивается заданный срок службы (ресурс) корпусных деталей арматуры, имеющих определенные размеры, обоснованные расчетом на прочность при выбранных материалах и характеристиках прочности их при температуре 20 °С.

3.1.25 номинальный диаметр: Параметр, применяемый для трубопроводных систем в качестве характеристики присоединяемых частей арматуры.

3.1.26 основной металл: Металл подвергающихся сварке соединяемых частей.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

3.1.27 основные детали: Детали задвижки, разрушение которых может привести к разгерметизации задвижки по отношению к окружающей среде.

3.1.28 отказ: Событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния задвижки.

3.1.29 плотность: Свойство материала деталей и сварных швов препятствовать газовому или жидкостному обмену между средами, разделенными этим материалом.

3.1.30 полный срок службы: Календарная продолжительность эксплуатации изделия, при достижении которой изделие подлежит списанию и утилизации независимо от его технического состояния.

3.1.31 полный ресурс: Суммарная наработка изделия в течение срока службы, при достижении которого изделие подлежит списанию и утилизации независимо от его технического состояния.

3.1.32 предельное состояние: Состояние задвижки, при котором ее дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна либо восстановление ее работоспособного состояния невозможно либо нецелесообразно.

3.1.33 пробное давление: Избыточное давление, при котором должно проводиться испытание задвижки на прочность.

3.1.34 ремонтопригодность: Свойство задвижки, заключающееся в приспособленности к поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем технического обслуживания и ремонта.

3.1.35 сейсмостойкость: Способность задвижки сохранять прочность, герметичность относительно внешней среды и затвора и работоспособность во время и после сейсмических воздействий.

3.1.36 сохраняемость: Свойство задвижки сохранять в заданных пределах значения параметров, характеризующих способность задвижки выполнять требуемые функции, в течение и после хранения и/или транспортирования.

3.1.37 строительная длина: Линейный размер задвижки между наружными торцевыми плоскостями ее присоединительных частей к трубопроводу (фланцев, патрубков под приварку, приварных катушек).

3.1.38 указатель утечки: Устройство, позволяющее определять наличие утечек затвора и производить их замер.

3.1.39 цикл: Перемещение запирающего элемента (шибера) из одного крайнего положения (“Открыто” или “Закрыто”) в противоположное и обратно.

В настоящем стандарте применены следующие сокращения и обозначения:ЗИП – запасные части, инструмент и принадлежности;КД – конструкторская документация;ЛКМ – лакокрасочные материалы;НД – нормативная документация;ННЭ – нарушение нормальной эксплуатации;НЭ – нормальная эксплуатация;ОТК – отдел технического контроля;

ПМ – программа и методика испытаний;ПЭП – пьезоэлектрический преобразователь;РЭ – руководство по эксплуатации;ТЗ – техническое задание;ТРГ – терморасширенный графит;ТУ – технические условия;ЭД – эксплуатационные документы; – диаметр номинальный; – строительная длина; – давление номинальное; – давление пробное;

Приложение А (рекомендуемое). Примеры маркировки арматуры

Приложение А(рекомендуемое)

А.1 Примеры маркировки арматуры обязательными знаками 1, 2, 5, 7, 9 приведены в таблице А.1.Таблица А.1 – Маркировка обязательными знаками 1, 2, 5, 7, 9

Тип корпуса арматуры

Направление потока среды

Варианты маркировки

номинальным давлением (PN)

рабочим () или расчетным () давлением

Проходной

Любое направление

PN 25 / DN50

Pp 45 t 510 / DN 50

Одностороннее направление (на или под золотник)

Одностороннее направление на золотник

Одностороннее направление под золотник

Угловой

Одностороннее направление на золотник

Одностороннее направление под золотник

Трехходовой

В два направления по стрелке на корпусе

А.2 Пример маркировки знаком 25 приведен в таблице А.2.

Маркировка трубопроводной арматуры

Таблица А.2 – Примеры маркировки знаком 25

Маркировка знаком 25 – направление открытия и закрытия арматуры

на маховике

на рукоятке

А.3 Пример маркировки знаком 26 приведен в таблице А.3.

Таблица А.3 – Примеры маркировки знаком 26

Маркировка знаком 26 – положение ЗЭл (РЭл)

Краны, дисковые затворы (указатель направления проходного отверстия ЗЭл крана)

Арматура с возвратно-поступательным движением штока

Положение “Открыто”

Положение “Закрыто”

Приложение Б(рекомендуемое)

Б.1 Примеры условных обозначений материала наиболее часто встречающихся прокладок для маркировки арматуры дополнительным знаком 6 приведены в таблице Б.1.Таблица Б.1 – Условные обозначения прокладок при маркировке

Материал прокладки

Условное обозначение прокладки

Спирально-навитая прокладка

СНП

Паронитовая прокладка

ПОН

Фторопластовая прокладка

Ф

Прокладка на основе терморасширенного графита

ТРГ

Резиновая прокладка

Р

Медная прокладка

М

Латунная прокладка

Л

Никелевая прокладка

Н

Б.2 При применении в конструкции арматуры других прокладок маркировать кратким обозначением марки прокладки, принятым у изготовителя, с указанием этого обозначения в КД и ТУ и с обязательной расшифровкой этого обозначения в ЭД (РЭ и/или ПС).

4 Технические требования

4.1.1 Задвижки должны соответствовать требованиям настоящего стандарта, КД, ТУ, стандартам организаций и требованиям заказчика. Требования заказчика могут уточнять и дополнять отдельные положения, при условии, что характеристики задвижки будут не хуже установленных в настоящем стандарте. Требования заказчика могут быть оформлены в виде опросного листа, приведенного в приложении А.

Маркировка трубопроводной арматуры

4.1.2 Основные параметры, характеристики и размеры задвижек приведены в таблице 1. Схема условного обозначения задвижек при заказе приведена на рисунке 1. Дополнительно допускается указывать обозначение КД на задвижку и материал корпуса.Таблица 1 – Основные параметры, характеристики и размеры задвижек

Наименование показателя

Значения или НД, определяющие показатель

Номинальное давление , МПа (кгс/см)

1,6 (16); 2,5 (25); 4 (40); 6,3 (63); 8 (80); 10 (100); 12,5 (125)

Номинальный диаметр

100; 150; 200; 250; 300; 350; 400; 500; 600; 700; 800; 1000; 1050; 1200

Максимальный перепад давлений на задвижке при открытии , МПа (кгс/см)

1,6 (16); 2,5 (25); 3 (30); 4 (40); 5 (50); 6,3 (63); 7 (70); 8 (80); 10 (100)

Максимальный перепад давлений на задвижке в закрытом положении

1,1

Пробное давление

1,5

Рабочие среды

По приложению Б

Температура рабочей среды

От минус 15 °С до плюс 80 °С

Коэффициент сопротивления

Не более 0,1

Герметичность затвора

Класс А по ГОСТ Р 54808

Строительная длина

По таблицам 7, 8, 9

Привод (тип управления)

ЭП – электропривод;

РУ – ручное управление (в том числе редуктор)

Сейсмостойкость

С0 – исполнение для районов с сейсмичностью до 6 баллов по шкале [1] включительно;

С – сейсмостойкое исполнение для районов с сейсмичностью свыше 6 до 9 баллов по шкале [1] включительно;

ПС – исполнение повышенной сейсмостойкости для районов с сейсмичностью свыше 9 до 10 баллов по шкале [1] включительно

Вид климатического исполнения

У1; ХЛ1 по ГОСТ 15150

Установка

Подземная; надземная

Направление подачи рабочей среды

Двухстороннее

Установочное положение

По 9.1

Тип присоединения к трубопроводу

Св – на сварке (корпус с концами под приварку или с приваренными катушками);

Ф – фланцевое;

ОФ – фланцевое с ответными фланцами под приварку к трубопроводу;

К – комбинированное (фланцевое со стороны одного патрубка и на сварке с другого)

Типы, размеры присоединительные и уплотнительных поверхностей фланцев

По ГОСТ Р 54432

Конструкция и размеры фланцев

Литые

Плоские приварные

Приварные встык

Концы патрубков под приварку к трубопроводу

По ГОСТ Р 54432, ГОСТ 16037 или таблице 13 (если иное не предусмотрено КД)

Масса

По ТУ

меньше или равно .

По согласованию с заказчиком допускается применять фланцы по другой НД. Нестандартные соединения – в соответствии с КД.

Рисунок 1 – Схема условного обозначения задвижек

ЗШ-1000-8,0-5,0-Св-ЭП-ПС-У1 (ХХХХХ-1000-02, сталь 09Г2С)

4.1.3 Задвижки для подземной установки эксплуатируются без сооружения колодцев (засыпкой в траншеи).

4.1.4 Задвижки для надземной установки эксплуатируются на открытом воздухе без защитных сооружений от атмосферных воздействий или с применением теплоизолирующих конструкций, а также в помещениях.

4.1.5 Материал деталей задвижек и их сварные швы, работающие под давлением, должны быть прочными и плотными.

4.1.6 Прочность основных деталей задвижек должна быть подтверждена расчетом и испытаниями при пробном давлении .

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

4.1.6.1 Расчет должен включать в себя силовой расчет задвижки, выбор толщин стенок корпуса и крышки задвижки (проектный расчет) и поверочный расчет узлов и деталей.

4.1.6.2 Силовой расчет задвижки проводится в целях предварительного определения усилий на шпинделе и крутящих моментов на приводе, необходимых для обеспечения работоспособности задвижки и герметичности в узле затвора. Исходные данные об удельных давлениях и коэффициентах трения принимаются с учетом опыта разработчика задвижки или по справочным данным. Окончательные значения необходимых крутящих моментов на приводе принимаются с учетом результатов испытаний.

Маркировка трубопроводной арматуры

4.1.6.3 Выбор толщин стенок корпуса и крышки проводят инженерным методом с учетом номинального давления. Расчет выполняют в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52857.1, ГОСТ Р 52857.2, ГОСТ Р 52857.3.

4.1.6.4 Номинальные допускаемые напряжения для деталей арматуры [], кроме крепежных деталей, определяются в соответствии с ГОСТ Р 52857.1 (подразделы 8.1-8.4).

4.1.6.5 Поверочный расчет должен включать в себя силовые расчеты разъемных соединений, оценки статической и сейсмической прочности деталей, оценку продольной устойчивости шпинделя, оценку удельных давлений в зонах контакта. По специальному требованию заказчика должна также проводиться оценка сопротивления деталей хрупкому разрушению.

4.1.6.6 Поверочный расчет проводят с учетом следующих нагрузок:- расчетное давление;- давление гидроиспытаний;- усилия на шпинделе, соответствующие моменту настройки привода (режим НЭ) и максимальному моменту, развиваемому приводом (режим ННЭ);- нагрузки от трубопровода;- сейсмические ускорения элементов арматуры.

4.1.6.7 Силовой расчет соединения “корпус-крышка” выполняют в соответствии с ГОСТ Р 52857.4. Силовой расчет других разъемных соединений выполняется в целях подтверждения нераскрытия стыка при действии нагрузок в режиме НЭ.

4.1.6.8 Поверочный расчет деталей выполняют инженерными методами (с применением действующих нормативных документов) и/или методом конечных элементов с применением сертифицированных программных комплексов. Оценка прочности деталей, кроме крепежных деталей и ходовой резьбы, должна проводиться в соответствии с ГОСТ Р 52857.1 (подраздел 8.10).

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

4.1.6.9 Оценку прочности крепежных деталей проводят для стержня шпильки и резьбы шпильки, гайки и фланца. Прочность стержня шпильки проверяют в соответствии с ГОСТ Р 52857.4 (раздел 7).

4.1.6.10 Прочность ходовой резьбы и резьб крепежных деталей проверяют по средним касательным напряжениям, которые не должны превышать 0,25 (в режиме НЭ) и 0,35 (в режиме ННЭ). При определении средних касательных напряжений в резьбе крепежных деталей должны учитываться полнота резьбы, а также изменение деформации витков по высоте.

4.1.6.11 Оценка продольной устойчивости шпинделя должна выполняться с учетом коэффициента запаса устойчивости по ГОСТ Р 52857.1, равного 2,4.

4.1.6.12 Удельные давления в зонах контакта деталей, в случае отсутствия движения под нагрузкой, не должны превышать 1,5 для каждой контактирующей детали. Удельные давления в ходовой резьбе и в других контактирующих деталях, имеющих взаимные перемещения под нагрузкой, не должны превышать 50 МПа в режиме НЭ, в режиме ННЭ они не регламентируются.

4.1.7 Задвижки должны быть герметичны относительно внешней среды.

4.1.8 Установочное положение задвижки должно быть указано в ТУ и ЭД.

Маркировка трубопроводной арматуры

4.1.9 Требования к разработке и постановке на производство – по ГОСТ Р 15.201.

4.2.1 Сейсмостойкость

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

4.2.1.1 Задвижки должны сохранять работоспособность, прочность, герметичность по отношению к внешней среде и в затворе во время и после сейсмического воздействия до значения, указанного при заказе (в баллах по шкале [1]).

4.2.1.2 Сейсмостойкость должна подтверждаться расчетами, а по требованию заказчика – дополнительно подтверждаться испытаниями. Расчеты должны выполняться в соответствии с требованиями норм расчета на прочность (например, ГОСТ Р 52857.1 – ГОСТ Р 52857.6). В расчетах используют общеинженерные или специальные методики и/или компьютерные программы расчета. Ответственность за выбор методики и/или программы расчета несет выполняющая его организация.

4.2.1.3 Расчетам и/или испытаниям на сейсмостойкость должно предшествовать определение собственной частоты колебаний задвижки.

4.2.1.4 Низшая собственная частота колебаний должна рассчитываться по схеме жесткого крепления задвижек за патрубки. Низшая собственная частота колебаний задвижек должна быть не ниже 18 Гц.

4.2.1.5 Расчеты и испытания на сейсмостойкость должны выполняться на сочетание сейсмических и эксплуатационных нагрузок.В расчетах необходимо учитывать одновременное воздействие сейсмических ускорений в вертикальном и горизонтальном направлениях, нагрузки, передаваемые от трубопровода в соответствии с 4.2.2, а также расчетное давление и усилие по шпинделю.

4.2.1.6 При проведении испытаний учитывают одновременное воздействие сейсмических ускорений в вертикальном и горизонтальном направлениях, а также расчетное давление и усилие по шпинделю.

4.2.1.7 При выполнении расчетов значения ответных максимальных амплитуд ускорений в горизонтальном направлении принимают по спектрам ответа по ГОСТ 30546.1 (рисунок 2) по кривой с 2%-ным относительным демпфированием.

4.2.1.8 При проведении испытаний значения максимальных амплитуд ускорений в горизонтальном направлении на места крепления задвижек принимают по спектрам воздействий в соответствии с ГОСТ 30546.1 (рисунок 1). Значения ускорений в вертикальном направлении составляют 0,7 соответствующих значений ускорения в горизонтальном направлении.

4.2.1.9 При проведении испытаний и расчетов значения ускорений для 10 баллов по шкале [1] удваивают по сравнению со значениями ускорения для 9 баллов по шкале [1].

4.2.1.10 Расчетные сейсмические нагрузки на элементы конструкции задвижки должны определяться умножением эквивалентного расчетного максимального ускорения на инерционные характеристики задвижки.

4.2.2 Нагрузки, передаваемые от трубопроводовКорпусные детали арматуры должны быть рассчитаны на прочность при совместном действии номинального давления и дополнительных продольных усилий и моментов, передаваемых на патрубки от присоединяемых трубопроводов. Вектор изгибающего момента имеет произвольное направление в плоскости сечения патрубка.

4.2.3 Ветровая нагрузкаНормативное значение ветрового давления – не менее 0,48 кПа.Скорость ветра (верхнее значение) – 50 м/с.При скоростях ветра, вызывающих колебание задвижки с частотой, равной частоте собственных колебаний, необходимо проводить поверочный расчет на резонанс.Расчетные усилия и перемещения при резонансе должны определяться как геометрическая сумма резонансных усилий и перемещений, а также усилий и перемещений от других видов нагрузок и воздействий, включая расчетную ветровую нагрузку.

Приложение Г (рекомендуемое). Рекомендуемые расположения знаков маркировки

Приложение Г(рекомендуемое)

Маркировка трубопроводной арматуры

Г.1 Пример расположения маркировки на корпусе запорной арматуры приведен на рисунке Г.1.Примечание – Здесь и далее: около знака в скобках указаны номера знаков по таблице 1.

Приложение Д (рекомендуемое). Размеры шрифтов для маркировки арматуры литьем

Приложение Д(рекомендуемое)

Таблица Д.1 – Размеры шрифтов

Размеры в миллиметрах

Номер шрифта

Номинальный диаметр

Размер шрифта

Размеры профиля знака и стрелки

Высота букв и цифр

Ширина букв и цифр

Расстоя-
ние между словами

Расстоя-
ние между буквами и цифрами

Расстоя-
ние между строками

Ширина профиля

Высота (глубина) профиля

Длина стрелки

3,5

DN 50 и менее

3,5

2,5

3

1

1,75

0,5-0,8

0,70

14

5

5

4

4

2

2,5

0,6-1,0

1,0

25

7

7

5

3,5

1,0-1,5

1,25

30

10

От DN 40 до DN 125 включ.

10

7

5

3

5

1,5-2,0

1,5

36

14

От DN 100 до DN 150 включ.

14

10

10

5

7

1,7-2,5

2,0

60

20

От DN 125 до DN 350 включ.

20

14

14

7

10

2,0-3,0

2,5

82

32

От DN 300 до DN 600 включ.

32

24

18

12

16

2,5-3,5

3,0

135

40

От DN 500 до DN 1000 включ.

40

30

22

15

20

3,0-4,0

170

48

Св. DN 800

48

36

25

18

24

4,0-5,0

3,5

200

Примечания

1 Размеры верхних и нижних индексов, а также строчных букв – в два раза меньше размеров остальных букв и цифр.

2 Ширина буквы “t” равна 2/3 ширины остальных букв, цифры “1” – ширины остальных букв и цифр.