Как правильно установить фильтр грубой очистки воды своими руками

ТРЕБОВАНИЯ К ЧИСТОТЕ ТОПЛИВА

Конструкция и характеристика топливного фильтра зависят от нескольких факторов: вида топлива, для которого он предназначен, рабочего объема двигателя, типа топливной системы, конструкции автомобиля и фантазии инженера. В итоге, появилось довольно много разновидностей топливных фильтров, в которых довольно легко запутаться.

По виду топлива различают бензиновые, дизельные и газовые фильтры.

  1. Бензиновые предназначены для тонкой очистки примесей в бензине. Они отфильтровывают твердые частички, но не задерживают воду.

    устройство бензофильтра
    Устройство бензинового фильтра

  2. Дизельные – самые сложные по конструкции. Помимо удаления грязи, они могут отфильтровывать воду из топлива, скапливая ее в специальном резервуаре.

    устройство дизельного фильтра
    Устройство дизельного фильтра

  3. Газовые отличаются полностью запаянным корпусом.
газовые топливные фильтры
Общий вид газовых фильтров

По размещению различают погружные и магистральные.

  1. Погружные, как правило, ставятся на бензиновые автомобили. Они входят в единый блок с топливным насосом и датчиком уровня.
  2. Магистральные могут устанавливаться в любой точке топливной магистрали, от бака до ТНВД, карбюратора или инжектора.
выносной топливный фильтр устройство
Устройство выносного топливного фильтра для инжекторных двигателей

По типу бензинового двигателя.

  1. Для карбюраторных автомобилей – малопроизводительные, предназначенные для небольшого объема топлива.
  2. Для инжекторных двигателей – с большой пропускной способностью, большей степени очистки.

Также разнятся по назначению.

  1. Грубой очистки – это простая нейлоновая сетка, которая устанавливается на входе в топливный насос и задерживает только крупные частички загрязнений, как у погружных фильтрах.
  2. Тонкой очистки – это те самые одноразовые фильтры, о которых идет речь в большинстве случаев.

По конструкции делят на прямоточный, накручиваемый и разборной.

  1. Прямоточный имеет патрубки для соединения с топливной магистралью. Они могут находиться на противоположных сторонах корпуса или на одной.
  2. Накручиваемый по своей конструкции очень похож на масляный фильтр: он подсоединяется к топливной магистрали по тому же принципу. Впускное и выпускное отверстия находятся одно внутри другого, и вся эта конструкция накручивается на специальный разъем.
  3. Разборные – самые экономные. В них меняется только фильтрующий элемент, а корпус получается многоразовым.

Типичная схема топливного фильтра одинаковая для бензиновых и газовых двигателей.

  1. Корпус. Он должен быть достаточно прочным, чтобы выдерживать рабочее давление.
  2. Складчатый фильтрующий элемент, через который проходит топливо, забирает на себя все загрязнения.
  3. Патрубки для подключения и сброса лишнего топлива.

В фильтрах для дизельных двигателей немного другие требования к качеству очистки: они должны удалять из топлива воду, сернистые примеси. Поэтому фильтрующий элемент делается из материала, отличающегося от наполнителя обычных фильтров. Кроме того, в дизельных фильтрах ставится сепаратор, в котором скапливается вода. Наглядно посмотреть их принцип работы можно на видео-уроке, ниже.

На современных автомобилях часто устанавливаются два вида фильтрующих элементов:

  • грубой очистки;

  • тонкой очистки.

Фильтр грубой очистки имеет металлический корпус и внутренности в виде сеточки, что позволяет ему задерживать частицы с длиной более 0.1 мм. То есть грубая очистка топлива подразумевает устранение самых крупных загрязняющих элементов.

Фильтром тонкой очистки оснащаются преимущественно инжекторные автомобили, так как их работоспособность целиком зависит от качества очистки горючего. Механизм представляет собой пластиковый корпус со вставленными в него картонными вкладышами. Специальная бумага задерживает мельчайшие частицы в потоке горючего, что способствует качественной очистке топлива.

То есть сетка и бумажные вкладыши призваны задерживать частицы грязи и примеси, препятствуя их проникновению в цилиндры двигателя.

Фильтр тонкой и грубой очистки топлива: устройство, очищение, замена
Некоторые производители устанавливают совмещённые модели фильтров (грубая и тонкая очистка осуществляется одним устройством — сеператором)

Наличие фильтров очистки топлива и способность их очищать топливо зависит от используемой на авто топливной системы.

Менее подвержены вредному воздействию загрязнения в топливе бензиновые карбюраторные топливные системы. Смесеобразование топлива у такой системы производится в карбюраторе. В нем хоть и имеются небольшие по размерам пропускные отверстия в жиклерах, но они не настолько мелкие, чтобы могли забиться мелкими загрязняющими частицами.

Более востребованы к загрязнению в топливе инжекторные автомобили. В таких топливных системах используются форсунки для впрыскивания топлива во впускной патрубок. В конструкцию этих форсунок входят плунжерные пары с высокой точностью обработки поверхности. Если на эти поверхности попадут частицы загрязнения, они их повредят, и форсунка выйдет из строя. К тому же, отверстия в форсунке, через которые подается топливо – мелкие и легко засоряются.

Самые востребованные к чистоте топлива — дизельные моторы и бензиновые инжекторные, в которых применяется непосредственный впрыск бензина в цилиндры. В этих системах топливо подается напрямую в цилиндры форсунками. Но подается оно под  давлением, которое обеспечивает топливный насос высокого давления, и используются плунжерные пары.

Конструкций топливных фильтров  несколько, но они похожи. Зависят они от применяемой системы питания. Так, на бензиновых карбюраторных авто фильтр тонкой очистки состоит из прозрачного пластикового корпуса, в который помещен фильтрующий элемент – гофрированная бумага, сложенная определенным образом.

Сверху к корпусу герметичного присоединена крышка с двумя штуцерами. К одному подсоединяется патрубок, идущий от бака, ко второму – патрубок, который ведет на карбюратор. Чтобы не попутать штуцера при установке, на крышке нанесена метка, указывающая направление движения топлива. Этот фильтр способен улавливать частицы грязи величиной 15-20 мкм, что  достаточно для такой системы.

Располагается этот ФТО в подкапотном пространстве за двигателем, со стороны выхода топливного патрубка.

У инжекторных авто, поскольку топливо по патрубкам движется под давлением, созданным топливным насосом, расположенным в баке, элемент тонкой очистки имеет металлический корпус, с торцов у него выходят штуцера для подсоединения его к трубопроводам топливной системы. Внутри располагается фильтрующий элемент, тоже из гофрированной бумаги. Но этот фильтрующий элемент способен улавливать частицы размером 5-10 мкм.

Располагается этот фильтр недалеко от бака. Возможна установка  сразу на выходе топливопровода из бака, и доступ нему производится из салона авто. Возможна и установка фильтра чуть дальше, на днище авто. Доступ к такому ФТО производится снизу авто.

У дизелей фильтр тонкой очистки может иметь две конструкции – разборную и неразборную.

дизельный фильтр тонкой очистки топлива
Разборный дизельный ФТО с фильтром-отстойником

Разборной фильтр включает в себя металлический или алюминиевый корпус, сверху на который прикручена крышка с штуцерами. Внутри корпуса размещен сменный фильтрующий элемент.

Неразборной тоже состоит из корпуса и крышки, но соединение между ними – неразъемное.

Как правильно установить фильтр грубой очистки воды своими руками
Неразборный фильтр

Устанавливаются эти элементы у дизельных двигателей в подкапотном пространстве, недалеко от топливного насоса высокого давления.

Замена топливного элемента тонкой очистки выполняется через 30 тыс. км. Однако на периодичность замены влияет и само топливо. Если в нем большое количество сторонних примесей, то замена производится чаще.

Проверка степени загрязнения фильтра для определения, требуется ли замена его, выполняется на авто с разными системами по-разному. Если у карбюраторного авто этот фильтр прозрачный и можно визуально оценить его состояние, то у инжекторного так степень загрязнения не оценишь. На СТО фильтр проверяют путем замера давления, которое создает насос. Если давление ниже нормы, ФТО заменяется.

Как правильно установить фильтр грубой очистки воды своими руками
Прозрачный корпус позволяет оценить загрязнённость фильтра

У дизелей и вовсе степень не проверишь. Остается только смотреть на пробег авто и  на поведение самого авто. Если при движении имеются рывки, сначала на высоких оборотах, а после уже и на низких зачастую указывают на загрязнение фильтра тонкой очистки.

Фильтры тонкой очистки, кроме дизельного разборного, никаким промывкам не подвергаются, данные элементы относятся к расходным материалам и при сильном засорении они попросту заменяются. У разборного же ФТО производится замена фильтрующего элемента.

Съемные элементы картриджных приборов способны задерживать примеси величиной от 1 до 30 мкм. Для предварительной фильтрации используют картриджи с ячейками более 5 мкм. Они состоят из каркаса и прессованного волокна. Наполнителем картриджа может быть синтетическая нить или полиэстер. Колбы прибора для очистки холодной воды могут быть из прозрачного пластика. Монтаж фильтра этого типа на трубопровод горячей воды не допускается. Его оборудуют устройством очистки с металлической колбой.

Как правильно установить фильтр грубой очистки воды своими руками
4 вида фильтров грубой очистки.

Сетчатые устройства отличаются большим разнообразием. К ним относят самопромывные и непромывные приборы. Первая разновидность более функциональна, т. к. устройства не требуют отсечения от линии водоснабжения и разборки для обслуживания, а некоторые из них очищаются автоматически напором воды. Слив из прибора можно подключить к канализации. Недостатками являются сложность работы по монтажу фильтров грубой очистки воды и высокая цена.

Вывод по теме и видео

Если в квартире установлены фильтры очистки воды, владельцу не придется переживать о состоянии водопровода и подключенного к нему бытового оборудования. Срок их службы увеличится. Обладатели новых, но вышедших из строя стиральных машин и пр., могут смело обращаться к производителю за гарантийным обслуживанием, т. к. эксплуатировали технику без нарушений установленных им правил.

Однако главный вывод заключается в том, что фильтрующая воду система помогает сохранить здоровье. Желательно оборудовать водопровод не только предфильтром, но и приборами тонкой очистки воды.

Когда требуется их замена

Как правильно установить фильтр грубой очистки воды своими руками

Только на инжекторных типах автомобилей можно оценить степень загрязнений, так как их корпус выполнен из прозрачного пластика. Во всех остальных случаях визуально определить чистоту фильтрующего элемента не представляется возможным.

Поэтому необходимо внимательно следить за поведением своего транспортного средства, и если в работе силового агрегата появляются следующие неполадки, то деталь явно нуждается в замене:

  • нестабильность работы мотора;

  • понижение мощностных характеристик;

  • увеличивается количество потребляемого топлива;

  • проблемы с запуском «на холодную»;

  • при работе на холостых оборотах двигатель часто глохнет.

Практически на любом автомобиле заменить фильтрующие элементы не представляется сложной процедурой. Практика автолюбителей показывает, что замена топливного фильтра своими руками — это быстрая и простая операция, которая не требует специальной подготовки и оборудования.

Детали по рекомендациям производителя меняются:

  • на дизельных авто — от 30 тыс. км пробега;

  • на бензиновых машинах — от 60 до 100 тыс. км пробега.

Зачастую ресурс оригинального расходника равен ресурсу автомобиля, однако из-за применения некачественного топлива и агрессивной эксплуатации машины расходник нужно менять несколько раз на протяжении всего срока службы транспорта.

Где находится топливный фильтр?

Погружные фильтры устанавливаются внутри бензобака. Такой модуль удобен тем, что не нужно дополнительно придумывать место для установки фильтра.

схема системы питания с погружным фильтром и выносным
Схема системы питания с погружным фильтром и выносным: 1 — топливный бак; 2 — погружной фильтр грубой очистки; 3 — топливный насос; 4 — магистраль подачи топлива; 5 — топливный фильтр тонкой очистки; 6 — регулятор давления; 7 — топливная рампа; 8 — штуцер; 9 — форсунки; 10 — магистраль слива топлива.

Если же фильтр магистральный (выносной, тонкой очистки), располагаться он может либо в подкапотном пространстве недалеко от двигателя, либо под днищем автомобиля.

расположение выносного фильтра
Расположение выносного фильтра тонкой очистки в подкапотном пространстве

Однозначного ответа на этот вопрос быть не может. В зависимости от от модели автомобиля и используемого типа топливной системы могут быть обозначены самые разные позиции. Однако в любом случае местонахождения будет между двигателем и топливным баком, ведь насос качает топливо из бензобака в мотор. Поэтому целесообразность нахождения фильтра на этом промежутке не вызывает сомнений.

На карбюраторных моделях он устанавливается непосредственно под капотом у карбюратора. Поэтому найти этот элемент и демонтировать его довольно просто.

Фильтр тонкой и грубой очистки топлива: устройство, очищение, замена
После поднятия капота можно сразу же увидеть этот элемент

В автомобилях инжекторного типа деталь расположена под днищем автомобиля — часто на задней балке.

Фильтр тонкой и грубой очистки топлива: устройство, очищение, замена
Его легко найти по двум магистралям

В дизельных моторах очистка проводится фильтром, который вмонтирован между бензонасосом и мотором. Иногда деталь помещена внутрь бензобака, реже — под днище автомобиля.

Топливный фильтр для первичной (грубой) очистки горючего имеет простую конструкцию: он представляет собой картридж, внутри которого находится специфичная фильтрующая бумага. К тому же в обязательном порядке каждый оснащается сеткой, которая может пропустить только самые мелкие частицы.

Конструктивно он находится в корпусе из нержавейки или пластика и крепится в нужном положении посредством болтов. Между стенками корпуса и самим фильтром всегда выдерживается небольшое расстояние. Этот зазор используется для внедрения паронитовых вкладышей. Они обеспечивают повышенную герметичность устройства. В нижней части располагается успокоитель.

Такие детали, которые предназначаются для вторичной (тонкой) очистки, могут быть двух видов:

  • разборные (которые в случае неисправностей можно разобрать и произвести замену фильтрующего элемента);

  • неразборные (они считаются одноразовыми, так как при неисправностях подлежат замене).

Они обычно меняются чаще, чем грубой очистки, если говорить о дизельных двигателях. Конструктивно детали схожи по строению с фильтрами для первичной очистки, однако имеют мельчайшие отверстия в сеточке, чтобы задержать частицы и примеси в диаметре менее 0.01 мм.

Замена на разных видах двигателей

замена топливного фильтра тонкой очистки

Независимо от того, какой марки и года выпуска ваш автомобиль, потребуется стандартный комплект инструментов для демонтажа и монтажа фильтрующего элемента:

  • рожковые ключи;

  • отвёртка с тонким плоским лезвием;

  • пассатижи;

  • WD-40;

  • чистую ёмкость для топлива;

  • ветошь.

Процедура максимально облегчена тем, что фильтр установлен в подкапотном пространстве автомобиля. То есть достаточно дождаться, когда двигатель остынет, после чего начать демонтаж.

Порядок работ после стравливания давления в топливной системе выглядит так:

  1. Открыть капот.

  2. У бачка с тормозной жидкостью, вблизи карбюратора, находится сам фильтр.

  3. Открутить хомуты крепления двух шлангов.

  4. Снять топливные шланги по бокам. Возможно подтекание топлива, поэтому лучше заранее подставить под отверстия ёмкость или подложить ветошь.

Фильтр тонкой и грубой очистки топлива: устройство, очищение, замена
Отсоединение топливных магистралей

Соответственно, монтаж нового элемента производится в обратном порядке.

Работа будет несколько труднее, чем в предыдущем случае. На инжекторах деталь расположена под днищем, поэтому предварительно потребуется либо загнать машину на смотровую яму, либо высоко поддомкратить.

При этом меры предосторожности будут такими же, как и при работе с карбюраторными моторами: перед демонтажом нужно будет стравить давление в системе. Далее работы проводятся по схеме:

  1. По центру задней балки найти топливный насос.

  2. Обычно открутить гайки с первого раза бывает сложно, поэтому рекомендуется сначала смазать соединения жидкостью WD-40.

  3. После этого открутить две соединительные гайки и снять топливные трубки (заранее подставить ёмкости для слива остатков горючего).

  4. С кронштейна снять фильтр вместе с уплотнительными резинками.

  5. После чего можно на освободившееся место устанавливать новый.

Фильтр тонкой и грубой очистки топлива: устройство, очищение, замена
Главное — создать удобные условия для работы

Как очистить

В большинстве случаев загрязнений топливных фильтров можно обойтись обычной промывкой/продувкой, а не покупать новый элемент на замену. Порядок чистки подразумевает демонтаж устройства и разборку корпуса устройства:

  1. После снятия фильтра протереть его сухой неворсистой тряпочкой.

  2. Открутить болты крепления крышки и снять крышку.

  3. Из корпуса вынуть сам фильтрующий элемент.

  4. Внутреннее пространство корпуса также протереть чистой тряпкой без ворса.

  5. Пробку и сам фильтр опустить в ёмкость с ацетоном. После промывки рекомендуется хорошо продуть оба элемента воздухом из насоса для шин или баллончиком со сжатым воздухом.

  6. На просушенную деталь натягивается новое уплотнительное колечко.

  7. Прочищенный фильтр устанавливается на место, к нему подключаются две топливные магистрали.

  8. Перед тем как закручивать крышку фильтра, в него наливается топливо до края.

  9. После этого можно закрывать пробку.

После процедуры очистки нужно убедиться в том, что процедура не прошла незаметно для мотора. Автомобиль заводится и поддерживается на холостом ходу не более, чем на 2 тыс. оборотов. В течение минуты двигатель будет работать — так исключается возможность образования воздушных пробок в системе. После чего мотор можно глушить. После этого необходимо проверить все крепёжные соединения на протекание.

Таким образом, процедура демонтажа и замены топливного фильтра может считаться доступной операцией даже для водителя-новичка. Нет необходимости обращаться в СТО и переплачивать за услуги специалистов, если замена и промывка фильтра проводится своими руками за 15–20 минут.

Через сколько нужно менять топливный фильтр?

Все рекомендации по регламентной замене фильтров даются на основании европейских данных. А это значит, рассчитывался интервал замены после работы с качественным топливом, не разбавленным и не загрязненным. Также срок эксплуатации сильно зависит от типа и конструкции фильтра. Также каждый производитель указывает срок годности своей продукции.

Цены топливных фильтров

Стоимость фильтра зависит от двух параметров: конструкции и бренда. И если с конструкцией фильтра автовладелец ничего не может сделать (что придумали инженеры, то и приходится покупать), то выбор брендов может «свести в могилу» неопытного человека.

Фильтр тонкой и грубой очистки топлива: устройство, очищение, замена

Самые качественные и самые дорогие марки – это Delphi (США), Mahle и Mann (Германия). В среднем их цена колеблется от 20 до 100 у.е., но, конечно, всё зависит от модели и объема двигателя автомобиля.

Почетное звание народного бренда по праву заслужил Bosch (Германия), а также Blue Print (Великобритания) и UFI (Италия). Самые ходовые виды фильтров этих брендов можно купить от 10 у.е. Верхняя ценовая планка составляет примерно 80-90 у.е.

Бюджетные бренды, качество продукции которых уступает более дорогим аналогам, но всё-таки не полный треш, это Starline, WIX Filters и Profit. Их цена начинается примерно от 5 у.е., но всё, конечно, зависит от модели автомобиля и самого фильтра. Верхняя планка, как ни странно, всё те же 80-90 у.е.

Какой фильтр лучше выбрать?

Такой вопрос задают специалистам чаще всего, ведь в большинстве случаев необходимый набор запчастей для ТО автовладелец покупает сам.

При выборе в первую очередь нужно найти те фильтры, которые подходят для модели и модификации автомобиля. И лучше не пытаться модернизировать конструкцию автомобиля, установив, например, фильтр для дизеля в бензиновый двигатель.

После этого определиться с выбором бренда. Тут всё просто: хочешь фильтр «для себя», чтобы спокойно ездить и не считать километры – выбирай качественные бренды высшей категории. А хочешь провести последнее ТО перед продажей – подойдут и нормальные бюджетные варианты.

Однако большинство людей предпочитают самые выгодные предложения цены и качества, выбирая бренды средней ценовой группы. К ним относится в первую очередь Бош (Bosch), который давно полюбился покупателям.