Сброс очищенных стоков в водный объект

Нормы

Конечно, вы можете использовать типовой проект для получения разрешения на сброс. Но в любом случае вам полезно будет знать нормы сброса стоков в водоемы и на рельеф:

  1. Сброс сточных вод должен выполняться на определённом расстоянии от жилых домов на соседних участках и оголовка скважины. Так, вы защитите соседей от неприятного запаха стоков. В противном случае дело может закончиться судебным разбирательством.
  2. Перед сбросом стоков они должны пройти предварительную очистку в аэробном реакторе, который должен быть в состоянии переработать именно такое количество сточных вод, которое образуется от конкретного дома. Могут использоваться и другие виды очистных сооружений (метантенки, аэротенки, септики и т.п.).
  3. Если используемый тип очистного сооружения обладает производительностью не больше 700 кубометров стоков в сутки, то вокруг места сброса делается охранная зона с радиусом не меньше 50 м. Это должно быть указано в проекте.
  4. Сброс очищенных сточных вод на рельеф или в водоем должен выполняться из утеплённой трубы. Также важен уклон оголовка, то есть конец трубопровода должен находиться выше дренажной канавы или водоема для предотвращения обледенения выходного отверстия.
  5. Обычно отведение очищенных стоков выполняется самотёком. Если организовать такой слив невозможно, используется дренажный насос.

Общий технический регламент “О водоотведении”

Проект N 284072-4

Вносится членами Совета Федерации

Настоящий Федеральный закон (технический регламент) принят в соответствии с Федеральным законом “О техническом регулировании” и имеет целью охрану и обеспечение безопасности здоровья человека и окружающей среды при отведении сточных вод в водные объекты, а также при обращении с осадками сточных вод.

Требования настоящего Федерального закона установлены с учетом поэтапного снижения сброса загрязняющих веществ в водные объекты и перехода к нормированию сброса загрязняющих веществ на основе наилучших доступных технологий и достижения целевых показателей качества воды в водных объектах.

При применении норм настоящего Федерального закона не допускается повышение уровней сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, других негативных воздействий на водные объекты и на иные компоненты природной среды по сравнению с уровнями, фактически достигнутыми на момент вступления в силу настоящего Федерального закона.

Приложение 6

N п/п

Код
ОКВЭД (1)

Наименование вида производственной деятельности

_________________________
(1) Коды общероссийского классификатора видов экономической деятельности.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

01.2

01.3

10.10.21

10.10.22

10.3

11.1

13.1

13.20

14.3

14.4

15.1

15.2

15.3

15.4

15.5

19.1

21.1

22.1

22.2

23

24.1

24.2

24.3

24.4

24.6

24.7

25.1

25.2

26.1

26.2

26.5

27.1

27.2

27.4

27.5

37

90.00.1

90.00.2

Животноводство.

Растениеводство в сочетании с животноводством.

Обогащение каменного угля.

Агломерация каменного угля.

Добыча и агломерация торфа.

Добыча сырой нефти и природного газа.

Добыча железных руд.

Добыча руд цветных металлов.

Добыча минерального сырья для химических производств и производства удобрений.
Добыча и производство соли.

Производство мяса и мясопродуктов.

Переработка и консервирование рыбы и морепродуктов.

Переработка и консервирование картофеля, фруктов и овощей.

Производство растительных и животных масел и жиров.

Производство молочных продуктов.

Дубление и отделка кожи.

Производство целлюлозы, древесной массы, бумаги и картона.

Издательская деятельность.

Полиграфическая деятельность.

Производство кокса и нефтепродуктов.

Производство основных химических веществ.

Производство химических средств защиты растений и прочих агрохимических продуктов.
Производство краски и лаков.

Производство фармацевтической продукции.

Производство прочих химических продуктов.

Производство искусственных и синтетических изделий.

Производство резиновых изделий.

Производство пластмассовых изделий.

Производство стекла и изделий из стекла.

Производство керамических изделий.

Производство цемента, извести и гипса.

Производство чугуна, ферросплавов, стали и проката.

Производство чугунных и стальных труб.

Производство цветных металлов.

Производство отливки.

Обработка вторичного сырья.

Удаление и обработка сточных вод.

Удаление и обработка твердых отходов.

Удаление и обработка биологических и медицинских отходов.

Проект федерального закона – общего технического регламента “О водоотведение” подготовлен во исполнение Федерального закона от 27.12.2002г. N184-ФЗ “О техническом регулировании” и направлен на реализацию “Концепции государственной политики в сфере использования, восстановления и охраны водных объектов”, принятой Министерством природных ресурсов Российской Федерации в 2000г.

Такой подход позволяет перейти от действующей, явно утратившей свою эффективность, системы нормирования качества отводимых в водные объекты сточных вод по методически недостаточно обоснованным перечням показателей, определяемых в форме предельно допустимых сбросов (ПДС) и/или временно согласованных сбросов (ВСС) загрязняющих веществ.

При этом, определение объемного содержания и концентраций загрязняющих веществ в составе сточных вод, как правило, производится на основе отнесения водного объекта к объекту рыбохозяйственного значения, что приводит к неоправданному ужесточению норм ПДС и ВСС, которые, в большинстве случаев, не выполняются.

Конечная цель проекта федерального закона – общего технического регламента “О водоотведении”- достижение целевых показателей качества воды в водных объектах- с одной стороны не противоречит принципу установления ПДС, с другой стороны предусматривает учет всех источников воздействия на водные объекты, включая диффузные источники загрязнения.

Введение системы целевых показателей качества воды в водных объектах в России позволит гармонизировать основные подходы к управлению водопользованием и охране водных объектов с принятыми в странах Европейского союза .

Проект федерального закона направлен также на упрощение процедуры установления нормативов сброса загрязняющих веществ в водные объекты и в системы водоотведения, сведение к минимуму влияния на эти процедуры субъективного фактора, поскольку является законом прямого действия.

Установленные проектом федерального закона нормы не позволяют водопользователю повышать уровни сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, других негативных воздействий на водные объекты и на иные компоненты природной среды по сравнению с фактически достигнутыми показателями состава и свойств сточных вод.

– фактически достигнутые показатели состава и свойств сточных вод;

-достижение требований, установленных с учетом использования наилучших доступных технологий;

Сброс очищенных стоков в водный объект

-достижение целевых показателей качества воды в водных объектах.

-заранее планировать и осуществлять мероприятия по поэтапному снижению вредного воздействия на экосистемы водных объектов;

-внедрять наилучшие доступные технологии;

-обеспечить достижение целевых показателей качества воды водных объектов.

ЦПКВ в водных объектах очерчивают граничные условия качества внутренних поверхностных вод, предотвращающие ухудшение и обеспечивающие достижение (поддержание) наилучшего возможного (достижимого) статуса водных и наземных экосистем, непосредственно зависящих от состояния водных объектов.

· охрана здоровья населения с требованиями обеспечения качественной питьевой водой, а также предотвращение распространения заболеваний, связанных с водным фактором;

Сброс очищенных стоков в водный объект

· поддержание целостности экосистем, связанных с водными ресурсами территории (эффективная охрана водных объектов от всех форм деградации в пределах речных бассейнов);

· обеспечение устойчивого социально-экономического развития территории;

· восстановление естественного природного режима водных объектов.

Проектом федерального закона предусмотрены минимальные требования безопасности, предъявляемые к системам канализации и к сооружениям по очистке сточных вод.

В проекте федерального закона введены нормы обязательного подтверждения соответствия водоотведения требованиям технических регламентов, обязательности производственного контроля за водоотведением, государственного контроля за соблюдением требований, установленных техническими регламентами.

– создать правовую основу водоотведения, базирующуюся на отечественном и международном опыте и гармонизированную с аналогичными подходами, действующими в Европейском Союзе;

– свести к минимуму влияние субъективного фактора при установлении нормативов сброса загрязняющих веществ в водные объекты;

– водопользователям планировать инвестиции в осуществление водоохранных мероприятий, исходя из предусмотренных проектом федерального закона этапов;

– создать принципиально новые экономические механизмы стимулирования хозяйственной и иной деятельности в вопросах предотвращения негативного воздействия этих видов деятельности на экосистемы водных объектов;

– предоставить дополнительные гарантии инвесторам, осуществляющим инвестиции в развитие экономики страны;

Учитывая, что в течение трех лет после принятия технического регламента нормативом будут являться требования, установленные к сточным водам на момент вступления в силу федерального закона, а требования на основе наилучших доступных технологий устанавливаются специальными техническими регламентами, реализация федерального закона- общего технического регламента “О водоотведении”, по экспертной оценке, не потребует дополнительных средств по сравнению с теми, которые были бы необходимы для достижения нормативов ПДС.

Принятие законопроекта отвечает одновременно как интересам общества по сохранению среды обитания, соблюдению требований экологической безопасности, так и субъектов экономической деятельности в лице инвесторов, готовых вкладывать собственные средства в развитие экономики страны.

Существующая в России система управления водными ресурсами основана на установлении чрезвычайно жестких, технических и экономически недостижимых нормативов и стандартов.Основными документами водного законодательства России являются Водный Кодекс Российской Федерации (1995 г.) и Правила охраны поверхностных вод от загрязнения (1991 г.).

Эти документы сохранили недостатки водных отношений, заложенные еще в 60-70 годах прошлого столетия.Нормативы качества воды в водоемах рыбохозяйственного значения, на основе которых устанавливаются требования ПДС водопользователям, по многим загрязняющим веществам более жесткие, чем ПДК для питьевой воды.

На практике эти строгие нормы не способствуют улучшению состояния природных водоемов. По данным Росгидромета, несмотря на значительное сокращение объемов промышленного производства в России за последние годы, не произошло улучшения качества воды в водных объектах.Водопользователи, не имея финансовых, а порой и технических возможностей для строительства соответствующих очистных сооружений, находят пути установления временно согласованных сбросов (ВСС) или платят штрафы, что экономически более выгодно.

Ситуация усугубляется субъективизмом и подверженностью административному воздействию процедуры установления ВСС, на фоне резкого ослабления государственного контроля за охраной и рациональным использованием природных ресурсов.В проекте технического регламента “О водоотведении” предложен новый механизм установления требований к составу и свойствам сточных вод.

Принципиальные положения, заложенные в проекте технического регламента, заключения в следующем:- фиксируется существующая ситуация, т.е. фактически достигнутые показатели состава и свойств сточных вод для каждого водопользователя;- после ввода в действие технического регламента эти показатели субъектами хозяйственной деятельности не могут быть ухудшены;

Приложение 3. Требования к составу и свойствам очищенных сточных вод при сбросе в поверхностные водные объекты по показателям органического загрязнения и взвешенным веществам

Приложение 3

Таблица 3.1

Нагрузка на очистные сооружения

БПК5, мг/дм3

ХПК, мг/дм3

Взвешенные вещества, мг/дм3

после 9 лет со дня вступления
в силу настоящего Закона

после 9 лет со дня вступления в силу настоящего Закона

после 9 лет со дня вступления в силу настоящего Закона

0т 2000
до 50 000 ЭЖ (до 3000 кг БПК5/сут)

20

60

15

От 50 000
до 250 000 ЭЖ (до 15000 кг БПК5/сут)

15

50

15

более 250 000 ЭЖ (более 15 000 кг БПК5/сут)

10

40

10

Требования к составу и свойствам очищенных сточных вод при сбросе в
поверхностные водные объекты по эвтрофирующим веществам

Таблица 3.2

Нагрузка на очистные сооружения

Общий фосфор, мг/дм3

Общий азот, мг/дм3

после 9 лет со дня вступления в силу настоящего Закона

после 9 лет со дня вступления в силу настоящего Закона

От 2000
до 50 000 ЭЖ (до 3000 кг БПК5/сут)

2,0

15

От 50 000
до 250 000 ЭЖ (до 15000 кг БПК5/сут)

1,8

8

более 250 00 ЭЖ (более 15000 кг БПК5/сут)

1,25

8

Требования к составу и свойствам очищенных сточных вод при сбросе в поверхностные
водные объекты (уязвимые зоны) по эвтрофирующим веществам

Таблица 3.3

Нагрузка на очистные сооружения

Общий фосфор, мг/дм3

Общий азот, мг/дм3

после 9 лет со дня вступления в силу настоящего Закона

после 9 лет со дня вступления в силу настоящего Закона

От 2000
до 50 000 ЭЖ (до 3000 кг БПК5/сут)

1,8

15

От 50 000
до 250 000 ЭЖ (до 15000 кг БПК5/сут)

1,5

5

более 250 000 ЭЖ (более 15000 кг БПК5/сут)

1,1

5

Обычно используется общий проект сброса сточных вод на рельеф. При этом промышленные и бытовые стоки должны пройти процесс предварительной очистки в специальном очистном сооружении. Обычно используется две метода очистки:

  • механический;
  • биологический.

Существуют разные виды стоков: бытовые, промышленные и поверхностные (ливневые). В зависимости от типа сточных вод предъявляются определённые требования к степени их очистки перед сбросом на рельеф или в водоем.

Как правило, поверхностные сточные воды подвергаются только механической очистке, а их сброс осуществляется в определённую точку. При разработке проекта должны учитываться нормативы на предельную концентрацию тех или иных загрязняющих веществ в очищенных водах. Эти нормы действуют как при сбросе на рельеф, так и при сливе в водоемы.

Другие типы сточных вод (бытовые и промышленные) обязательно помимо механической очистки должны пройти стадию биологического очищения. При выполнении проекта необходимо определить объём сбрасываемых стоков. Для этого нужно пройти процедуру производственно-экологического контроля, в которую входят следующие мероприятия:

  1. Для начала на объект нужно вызвать специалиста.
  2. Он должен взять и законсервировать пробы сточных вод.
  3. Заполняется необходимая документация.
  4. Проводится анализ взятых проб.
  5. По результатам анализов составляет протокол, в котором указывается химический состав стоков, а также количественные показатели. Подготовленный протокол выдаётся заказчику.
  6. В заключение определяются объёмы сточных вод.

Проект сброса стоков в водоемы предусматривает обязательное получение соответствующего разрешения и выполнение контрольных заборов для определения качества воды. Также нужно знать объёмы сбрасываемых стоков.

Требования, которые предъявляются к стокам, сливаемым в водоем, зависят от его назначения  и разновидности. Определённые виды стоков (бытовые и промышленные) строжайше запрещено сбрасывать в водоёмы на территории хозяйств, которые обслуживают нужды бытового водоснабжения, в рыбоохранной зоне, а также на территории заповедников.

Выпуск сточных вод в водные объекты запрещён в таком случае:

  • Если очищенная вода может быть использована для других технических нужд или полива.
  • Стоки, содержащие вирусы, болезнетворные бактерии и паразиты.
  • Если после очистки в воде присутствуют не нормируемые по концентрации вещества.
  • При превышении количественных показателей по тем или иным компонентам в составе воды.

Приложение 2. Требования к составу и свойствам производственных сточных вод, отводимых в системы канализации поселений

Для всех предприятий существуют определённые условия сброса сточных вод, которые они должны соблюдать. Организация должна выполнять регулярный контроль состава стоков на загрязняющие компоненты и наличие различных микроорганизмов. После этого выполняется сверка с данными, которые оговорены в декларации.

Однако может выполняться и внеплановая проверка. Основания для её проведения следующие:

  1. Если в составе стоков обнаружены запрещённые вещества.
  2. Несоответствие данных, полученных в ходе плановой проверки, тем нормам, которые оговорены в декларации.
  3. Аварийные ситуации в системе водоотведения.
  4. Сброс без выполнения очистительных мероприятий или обнаружение нарушений в ходе выполнения очистных процедур.
  5. Если ранее были даны рекомендации по устранению выявленного нарушения.

Требования к очищенным сточным водам от предприятий:

  1. В их составе не должно быть более 500 мг на литр взвешенных примесей.
  2. Температура стоков не должна превышать 40°С.
  3. Кислотность среды должна быть нейтральной – в пределах 6,5-9.
  4. В составе стоков не должно быть взрывоопасных смесей, вредных примесей, мешающих процессу биологической очистки, ядовитых газов.
Типичные ошибки учета объектов НВОС

У вас на руках акт о ликвидации или консервации “трубы”, котельной или даже целого производственного цеха. Что дальше?

Статистика управления показывает, что в подавляющем большинстве случае…

Приложение 2

N п/п

Загрязняющее вещество или показатель

Допустимое содержание

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

рН

Нефтепродукты растворенные и эмульгированные

Мышьяк, общий

Кадмий, общий

Хром

– 6( )

– общий

Медь, общая

Железо, общее

Свинец, общий

Ртуть, общая

Никель, общий

Селен, общий

Цинк, общий

Цианиды

– свободные

– общие

Фториды

Фенолы

Возбудители кишечных инфекций

Жизнеспособные яйца гельминтов

6-9

0.50, мг/дм(3)

0.10, мг/дм(3)

0.10, мг/дм(3)

0.10, мг/дм(3)

0.50, мг/дм(3)

0.50, мг/дм(3)

3.50, мг/дм(3)

0.10, мг/дм(3)

0.01, мг/дм(3)

0.50, мг/дм(3)

0.10, мг/дм(3)

2.00, мг/дм(3)

0.1, мг/дм(3)

1.0, мг/дм(3)

20,0 мг/дм(3)

0.50, мг/дм(3)

отсутствие

не более 1 при разбавлении чистой водой в 25 раз

Разновидности выпуска

Береговой выпуск в свою очередь делится на затопленный и незатопленный. Для первой разновидности выпуска делается специальный колодец, имеющий выход в водоём. Незатопленные выпуски позволяют объединять потоки под определённым углом.

Русловой выпуск обычно находится на некотором удалении от береговой зоны. Он делится на три типа:

  • рассеивающий;
  • сосредоточенный;
  • эжекторный.

На выбор той или иной разновидности влияют следующие факторы:

  • Требования, которые предъявляют санитарные службы по очистке стоков перед их сбросом в водоём.
  • Необходимость выполнения разбавления сточных вод.
  • Также определённое влияние оказывает уровень воды в колодце.
  • Расположение водного зеркала водоёма.

Сброс очищенных стоков в водный объект

Сосредоточенный выпуск обычно используется когда, необходимо разбавить основной сток водой, подаваемой из водоёма при помощи насосного оборудования. Также вода может подаваться по течению основного потока до определённого уровня, пока концентрация загрязняющих веществ не будет соответствовать нормам.

Рассеивающий выпуск используется, если нужно выполнить сброс в реку. Если плотность воды в потоке выше, чем в водном объекте, используются высоконапорные распылители.

Если необходимо произвести сброс больших объёмов воды, используется глубоководный выпуск. Его использование помогает  отнести точку сброса подальше от береговой линии.

Выдача разрешения

Для выдачи разрешения на сброс воды в водоёмы нужно получить следующие документы:

  1. Разрешение от органов, занимающихся природными водными объектами.
  2. Разрешение от организаций, отвечающих за охрану окружающей среды на территории, где планируется произвести сброс.

Также вам нужно представить следующие документы:

  • Акт о приёмке работ по возведению колодцев.
  • Акт о приёмке канализационного трубопровода.
  • Такой же документ на приёмку фундамента и выполнения его изоляции.
  • Чертежи канализационной системы.
  • Документы, подтверждающие проведение испытаний сварных швов и бетонных конструкций.