Шибер запорная арматура

Тонкости установки

В магистрали из труб шиберные задвижки монтируются с помощью шпилек и болтов.

  1. Распаковать задвижку. Проверить ее состояние.
  2. Проверить скольжение запирающего ножа по седлам.
  3. Вынуть запирающую заслонку.
  4. Уложить на фланцы прокладки.
  5. Установить арматуру на место и стянуть ее шпильками.
  6. Выставить в оси трубопровода.
  7. Установить на место задвижку.
  8. Затянуть шпильки и болты.

Монтаж задвижки на трубопроводах малого диаметра осуществляется привариванием арматуры к трубе встык. Узел подбирается по диаметру трубы.

Монтаж шиберных заслонок выполняется четырьмя методами:

  • Сварным — торцевые части труб и патрубки арматуры спаиваются с использованием сварочного оборудования. Получается надежный герметичный, но неразборный узел.
  • Фланцевым – если торцевые части задвижки оснащены фланцами – круглыми или квадратными пластинами с отверстиями, в торцах труб также устанавливают фланцевые переходники. Для соединения элементов трубопровода фланцы совмещают и стягивают болтами, получая разъемный узел.
  • Резьбовым – патрубки имеют резьбу, соединение выполняется при помощи накидных гаек. Метод используется редко, так как резьбовый узел от вибрации рабочей среды разбалтывается и нуждается в периодическом подтягивании.
  • Закладным – корпус укладывается горизонтально между участками вертикальной трубы или шахт, узел цементируется. Используется только при монтаже дымовых шахт отопительных агрегатов.

По способу установки выделяют два вида задвижек:

  • муфтовая – имеет полноценный корпус с патрубками, может присоединяться фланцевым, сварным и резьбовым способом;
  • межфланцевая – корпус не имеет патрубков, в отдельных случаях корпус представляет собой только раму с седлами, такая задвижка устанавливается в разрез трубопровода или пазы в дымоходной шахте и присоединяется сварным, фланцевым или закладным методом.

При раструбной установке «труба в трубу» заслонка монтируется в торцы воздуховода и не требует использования крепёжных элементов. Стыковочные швы при этом тщательно промазываются силиконовым герметиком. Если предполагается отведение горячего или насыщенного влагой воздуха, следует использовать жаропрочные и водостойкие составы.

Пользоваться вентиляцией разрешается лишь после полного затвердевания материала. Помимо герметика, хорошие результаты даёт использование бутило — каучуковой ленты, способной переносить температуры в 100 и более градусов. Чуть меньшей жаропрочной способностью обладает термоусадочный манжет, содержащий термоплавкий клеевый слой. Такой уплотнитель способен работать при повышенной влажности и температуре до 80 градусов.

Фланцевый способ применяется при установке шиберов на воздуховодах прямоугольного сечения и регламентирован СНиП 3.05.0185.

  • Главным условием установки является использование крепёжных деталей. Они изготавливаются из материалов высокой прочности и способны противостоять агрессивным воздействиям внешней среды.
  • Фиксация фланцев должна производиться при помощи четырёх и более болтов, причём все они должны быть расположены по одну сторону установленного фланца.
  • При расположении устройства в горизонтальных плоскостях, головки болтов крепления должны быть сверху.
  • После установки необходимо проверить ход заслонки. Шибер должен свободно открываться и закрываться, не болтаясь при этом и не застревая.
  • Фланцевое соединение требует проведение обязательных мероприятий по герметизации, для которых можно использовать пористый поролон или термоусадочную мастику из битума и полимеров.
  • При установке моделей с электроприводом необходимо позаботиться о наличии источника питания напряжением 220 вольт рядом с заслонкой.

Благодаря простоте конструкции и лёгкости установки, выдвижные изделия могут быть сконструированы самостоятельно. Однако использование самодельных моделей допустимо лишь при установке их в вентсистемы. При планировании установки шиберных заслонок в систему дымоотвода дровяной печи или камина, настоятельно рекомендуется использовать модели заводского исполнения. Это обусловлено требованиями техники пожарной безопасности, неукоснительность исполнения которых строго обязательна.

Шиберная задвижка является важным звеном вентиляционной системы. С её помощью производится регулировка интенсивности воздушных потоков, входящих в помещение, не допускается проникновение холодного воздуха в зимнее время.

В видео ниже дается подробный ответ на вопрос о том, нужен ли шибер для дымохода.

Задвижки с шиберной конструкцией используются в очистных, фильтрующих установках и различных трубопроводах (обычно, «грязного» типа). Это означает, что прочные и надежные заслонки отлично справляются с перекрытием движения мощного грязевого потока. Они могут устанавливаться на трубопроводы, по которым под высоким давлением

понимается горная порода, нефть, всевозможные жидкости с гранулами, пульпом и прочими примесями, твердыми вкраплениями и частицами.

Исходя из разнообразного спектра перекачиваемых рабочих сред, заслонки шиберного типа классифицируются на модели, предназначенные для использования в различных отраслях промышленности. В частности, наиболее популярными сферами использования таких задвижек являются:

  • химическая отрасль;
  • нефтегазодобывающая промышленность;
  • сфера производства строительных материалов;
  • коммунальное хозяйство;
  • горнодобывающая промышленность;
  • целлюлозно-бумажная отрасль;
  • электроэнергетика и прочее.

Заслонки шиберной конструкции, в силу своей способности фильтровать и измельчать проходящие через нее частицы, а также пропускать большие объемы рабочей среды, широко распространены и применяются в канализационных системах и стоках. Достаточно востребованными они являются и для химических комбинатов, где ними оснащаются технологические линии по производству аммиака, мастик, кислот и всевозможных минеральных удобрений.

Отдельной сферой применения, которая регулируется нормативной документацией ГОСТ 55020-2012, является нефтегазодобывающая промышленность. В этой области шиберные задвижки используются на магистральных трубопроводах в составе фонтанной арматуры

Применение

Основное отличие задвижки шиберной от иных видов запорной арматуры заключается в её способности герметично перекрыть трубопровод независимо от структуры материала. Роль запорного элемента в данном устройстве играет плоский либо клинообразный нож, Двигаясь перпендикулярно потоку, этот аксессуар шибер задвижки разрезает его и в конечном итоге сечение перекрывается.

Устройство клинового типа. Клиновая шиберная заслонка способна работать при повышенном давлении рабочей среды, благодаря чему она устанавливается, когда необходимо наиболее надёжно перекрыть поток. В соответствии с названием её запорный элемент имеет форму клина. Такая же форма характерна и сёдлам с уплотнителями.  Чаще всего это устройство применяется в качестве шиберной задвижки для канализации.

Запорный клин перемещается перпендикулярно направлению движения рабочей среды под воздействием усилия, которое создаётся при вращении шпинделя. Максимальная герметизация обеспечивается тем, что при полном закрытии просвета клин от приложенного усилия деформируется в пределах присущей материалу упругости.

Из недостатков устройства шиберной задвижки клинового типа эксперты выделяют:

  • при интенсивной эксплуатации данного устройства уплотнения выходят из строя довольно часто;
  • необходимость проведения трудоёмкой процедуры подгонки седла и клина в такой шиберной задвижке;

Клиновая задвижка имеет с своей конструкции клин, который и перекрывает поток рабочей среды

  • если поверхность клина повредится (глубокие царапины, задиры, коррозия), герметизация будет нарушена. Кроме того, подобные повреждения способны вызвать заклинивание механизма;
  • при транспортировке рабочей среды с высокой температурой клин этой шиберной задвижки расширяется. Данный фактор приводит к невозможности регулировки потока, из-за чего могут возникнуть аварийные ситуации.

Шибер запорная арматура

Задвижка шиберная ножевая. Запорный элемент такой арматуры характеризуется относительно небольшой толщиной и работает, как обыкновенный нож.

На заметку! Именно по этой причине сфера применения шиберных ножевых задвижек практически ничем не ограничена, их можно увидеть на трубопроводах любого назначения.

Ими оснащаются магистрали:

  • горной промышленности;
  • целлюлозно-бумажных комбинатов;
  • нефтеперерабатывающей промышленности;
  • систем канализации и вентиляции.

Особо следует отметить, что шиберный кран ножевой может использоваться даже на ветках, работающих при разрежении. В данном случае речь идёт о вакуумной технике.

Сфера применения задвижки с электрическим приводом (диаметр ДУ 50) – это системы водоснабжения. Электропневматический шиберный кран ВВ32 монтируется в насосы, канализационные системы и в смесители. Запорное электроприводное устройство ДУ100 нашло широкое применение в магистралях, транспортирующих питьевую воду и системах по переработке стоков. Контроль параметров входного напряжения, а также работы затворного элемента осуществляет шкаф управления.

Задвижки с электроприводом могут входить в автоматизированную систему управления на трубопроводах разных типов

Установка реечного шибера с электроприводом осуществляется, когда необходимо реализовать полную автоматизацию работы погружного насоса. Корректное функционирование арматуры обеспечивается тем, что шкаф управления продуцирует предельно точные сигналы.

Реечные электроприводные устройства, используемые постоянно, выполняют также регулировку количества потребляемой воды. Установка на шиберную задвижку с электроприводом дистанционной колонки предоставляет возможность управлять потоком рабочей среды.

Клиновая стальная задвижка модели 30с941нж в системах пожаротушения или орошения с высокой точностью контролирует объём подачи жидкости в соответствии с первоначально заданным режимом. Может применяться также в системах транспортировки газ – пар, газа, нефти и нефтепродуктов. Шиберный клиновый затвор с электроприводом допускается эксплуатировать в трубопроводах, по которым перемещается рабочая среда с температурой до 425۫С.

Разговор о запорных элементах будет неполным без упоминания факта, что современной промышленностью выпускается также задвижка ножевая шиберная с пневмоприводом.

Важно! Применение сжатого газа незаменимо там, где требуется полностью и надёжно исключить контакт механизма привода с транспортируемым потоком. . По критерию «принцип действия» такие устройства подразделяются на струйные и поршневые

По критерию «принцип действия» такие устройства подразделяются на струйные и поршневые. В конструкцию запорных элементов данного типа входит малоинерционная реактивная турбина. Такая реализация пневматической шиберной задвижки предполагает, что это устройство будет отлично выполнять свои функции за счёт:

  • исключения трущихся уплотнений;
  • необратимости движения;
  • плавного хода при любом значении давления управляющего газа и при любых нагрузках;
  • быстрого реверса приводного вала.

Главным достоинством затвора с пневмоприводом является возможность дистанционного управления.

И в заключение стоит сказать, что при выборе задвижек следует внимательно изучить их технические характеристики. Только тогда проблемы с управлением потоком не возникнут.

Запорно-регулирующий элемент шиберной арматуры может быть выполнен в виде клина или ножа. Задвижка, в зависимости от типа затвора, называется клиновидной или ножевой.

Кроме того, и запорные элементы каждого вида разделяются на несколько подвидов в зависимости от конструктивных особенностей самого затвора.

Внутри корпуса такой шиберной арматуры располагается два седла под углом к корпусу и друг другу. Затвор имеет форму клина, поверхности которого расположены друг к другу под углом, равным углу между седлами.

В закрытом положении клин плотно встает между седлами, герметично перекрывая поток.

И хотя клиновидная задвижка выдерживает сильный напор транспортируемых веществ, при постоянном высоком давлении может быстро выйти из строя. Не подходит такой механизм и для перекрытия горячих рабочих сред, поскольку при нагревании клин расширяется и деформируется, делая соединение с седлами ненадежным.

Выделяют три вида клиновидных затворов:

  1. Жесткий. Клин этого вида выполнен в виде цельной пластины с переменной толщиной. Самый простой в изготовлении затвор является самым сложным в подгонке седел. И при этом все вышеописанные минусы клиновидной задвижки характерны в большей степени именно для жесткого клина: засорение, заедание механизма, потеря герметичности при повреждениях и температурном расширении.
  2. Двухдисковый. Клин образуют два гладких диска, жестко зафиксированных под определенным углом. Увеличение количества деталей механизма, обычно повышающее сложность изготовления конструкции и снижающее ее надежность, в данном случае, напротив, делает задвижку более простой в производстве и эксплуатации. Диски менее требовательны, чем жесткий клин, в отношении совпадения с седлами, и небольшая погрешность в подгонке не снижает герметичности задвижки в закрытом положении. Уплотнители в таком механизме изнашиваются меньше, конструкцию клинит реже, из-за чего общий срок межремонтной службы у двухдисковых задвижек больше, чем у жестких.
  3. Упругий. В таком затворе два диска соединены упруго, соединительный элемент способен менять форму, подстраиваясь под угол между седлами. Благодаря такой подвижной конструкции при температурных и гидравлических деформациях корпуса задвижка не теряет работоспособности.

Задвижка ножевая

Второй тип шиберной арматуры имеет два седла, расположенных строго поперек проходного отверстия корпуса, и затвор – тонкую пластину. Отсекается поток так же, как режут любые вещества ножом, поэтому и заслонка имеет соответствующее название.

Нож движется между седлами, меняя пропускную способность узла. Затворы этого типа изготавливают из высокопрочных материалов, устойчивых к различным повреждениям, поэтому ножевые задвижки имеют продолжительный срок службы.

Существует два вида ножевых шиберных задвижек:

  1. Одноножевая. Запирающая комбинация состоит из одного прочного и плотного ножа и пары седел, расположенных в корпусе. Недорогой вариант задвижки, распространенный в бытовых трубопроводах.
  2. Двухножевая или параллельная. Запорный элемент состоит из двух параллельных ножей, взаимное расположение которых жестко зафиксировано. Обеспечивает большую герметичность, чем одноножевая задвижка, но стоит значительно дороже, поэтому используется только в крупной промышленности.

Шиберная арматура способна выполнять всего две функции: перекрытие и регулировка потока, но благодаря конструктивным особенностям и вариативности исполнения, применяется в различных сферах:

  • бытовое и промышленное водоснабжение и водоотведение;
  • системы переработки сточных вод;
  • транспортировка газа, нефти и продуктов их переработки;
  • горнодобывающая промышленность;
  • производство пищевых и непищевых товаров народного потребления;
  • вентиляционные системы различного назначения.

Обратите внимание! В системах водоснабжения и водоотведения чаще всего используются клиновидные задвижки. Для остальных сфер применяют в основном ножевую арматуру, как более простую и надежную

Отдельного внимания заслуживает самая первая из шиберных задвижек – дымоходная. Она имеет давнюю историю и очень простую конструкцию: нет ни управляющего механизма, ни уплотнителей, только седла и заслонка-нож.

Помимо конструктивных различий, шиберы отличаются друг от друга ещё по ряду признаков.

Конфигурация заслонок полностью зависит от формы сечения воздуховода и бывает круглой и прямоугольной. Лучшей пропускной способностью обладают воздуховоды круглого сечения, однако, в некоторых случаях в качестве вынужденных мер практикуется установка моделей квадратной и прямоугольной форм. Обычно это происходит, если требуется спрятать трубы воздуховода за мнимой стеной или потолком при минимуме свободного пространства.

Способ управления

Метод работы задвижки

Работа шибера основана на его перемещении вверх/вниз по принципу ножа. В движение задвижка приводится механически либо вручную. При ручном управлении движение рабочего органа осуществляется поворотом рукоятки, при котором шпиндель передает движение на затвор, поднимая его вверх.

При механическом – движение передается от привода. В закрытом положении диск затвора опущен вниз, перекрывая движение потока.

Шиберная арматурная конструкция устанавливается в загрязненных потоках где не требуется высокая герметичность устройства. Как вариант устройство используется для уменьшения и регулирования мощности потока.

Плюсы и минусы

К несомненным плюсам относится исключение вероятности застойных явлений. К недостаткам можно отнести неполную герметизацию потока и относительно большую рабочую высоту, особенно за счет выдвижного шпинделя.

Если же особых требований нет, конструкция вполне приемлема и отлично используется в сельском хозяйстве, трубопроводах и сточных сетях. Также к преимуществам относят простоту устройства задвижки и удобство использования, исключающие поломки в процессе эксплуатации при попадании в поток различного мусора.

Шиберная задвижка с успехом применяется для жидких и сыпучих потоков. Изготавливают изделие в широком спектре диаметров.

Методы изготовления и используемые материалы

Уплотнительные поверхности конструкции выпускаются в следующих вариантах: без колец, укомплектованные латунными, фторопластовыми кольцами, с наплавками из устойчивой к коррозии стали. При использовании резины в клиновых конструкциях, ею покрывают клин, в шланговых — изготавливают пережимной шланг.

Корпуса литых задвижек трубопроводной арматуры выполняются из чугуна, металла и алюминиевого сплава. Титановые и металлические изделия сваривают из штампованных заготовок.

В зависимости от размеров, способа управления и доступности задвижек, устанавливаются различные приводы. Вручную можно закрутить только механизм на трубопроводе небольшого сечения, работающий под незначительным давлением. Для этого надо идти в место нахождения щиберного затвора и вручную крутить вентиль.

Механизм с электроприводом позволяет управлять шиберной задвижкой дистанционно и устанавливать ее на трубопроводы любых диаметров с большим давлением. Электрический привод ставится в местах регулировки потока сыпучих и вязких веществ. Запустить в движение запирающий механизм можно на любом расстоянии. Один оператор может управлять целой системой трубопроводов и задвижек. Недостаток электропривода в его зависимости от линий электропередач.

Пневматический и гидравлический привод работает по принципу насоса. Он с помощью турбины перекачивает сжатый воздух или масло в нижнюю или верхнюю камеру, поднимая и опуская шток, соединенный с заслонкой. Его достоинство – расположение снаружи и с рабочей средой контакта нет.

Конструктивные особенности устройства

Шибер запорная арматура

Задвижкой называют вид трубопроводной арматуры, предназначенной для перекрытия или регулирования потока вещества, проходящего по магистрали. Они могут работать в среде с газообразными, сыпучими, жидкими веществами различной вязкости и химической активности.

Основными конструктивными элементами в системе задвижки любой конструкции являются:

  • Корпус. Состоит из основной части и крышки, первая помещается непосредственно в магистраль, а вторая служит для крепления и управления перемещением запорного элемента. Корпус выполняют из металла: стальных сплавов, нержавейки, латуни, алюминия, ковкого чугуна, последний покрывают антикоррозионными слюдосодержащими красками или эпоксидными грунтовками.
  • Запор. Элемент (заслонка) имеет конструктивное исполнение в виде металлического клина, шибера, диска или гибкой трубы из эластичных материалов, для повышения герметичности металл иногда покрывают резиной (эластомер). При перемещении узел плотно входит в профильное седло, расположенное в корпусе, и герметично перекрывает канал.
  • Приводная система. Предназначена для управления перемещением заслонки в узле, представлена механическими конструкциями в виде маховика, перемещающегося на выдвижном или стационарном штоке, также используются пневматический, электрический и гидравлический приводы.

Рис. 2 Трубопроводные задвижки из стали – параметры по ГОСТ 9698-86

Основная делать — задвижка, представляет собой металлическую пластину, повторяющую по форме просвет трубопровода. Она перемещается перпендикулярно направлению движения перемещаемой среды, и перекрывая поток, постепенно закрывая отверстие. Густые крупные фракции она просто разрезает.

Чтобы привести в движение заслонку устройства шиберной задвижки, достаточно надавить рукой на выступающую ее часть, если это дымоход, или повернуть штурвал нажимного механизма.

Преимущества шиберной запорной арматуры в простоте конструкции. В открытом положении отверстие полностью свободно. Все детали управления располагаются снаружи.

Шибер запорная арматура

К недостаткам относятся большие размеры узда. Снаружи в корпус должна поместиться запорная пластина, когда задвижка открыта.

Разновидности конструкций шиберных задвижек

Способ управления

Для изготовления выдвижных и дроссельных заслонок используют высоколегированную, оцинкованную либо хромированную сталь. Благодаря эксплуатационным характеристикам материала, металлические модели отличаются высокой прочностью, долгим сроком службы и устойчивостью к агрессивным средам. Устройства хорошо переносят воздействие температур и пара, благодаря чему могут быть установлены в вентсистемы любых типов зданий без ограничения.

Способ монтажа

Установка шиберов может производиться двумя методами: фланцевым и раструбным. Первый предполагает использование монтажных фланцев, а при использовании второго задвижка вставляется в разрыв воздуховода при помощи раструбов.

У шиберно ножевых задвижек арматура имеет 2 седла, которые располагаются строго перпендикулярно направлению движения потока и проходным отверстиям. Сам затвор имеет форму тонкой пластины с одинаковым поперечным сечение. Он отсекает поток, регулируя его прохождение. При этом режутся густые вещества крупные куски, как ножом. Различают ножевые заслонки6

  • одноножевая;
  • параллельная.

В первом случае прочный нож и пара седел, в которые он заходит. Для сильнонагруженных систем применяют параллельные, жестко соединенные между собой запорные ножи.

Клиновидная задвижка имеет затвор в виде клина. Он опускается между двумя седлами, установленными под углом, и перекрывает поток жидкости. Такой запор способен выдержать высокое давление.

По исполнению закрывающей детали, клиновидные шиберные задвижки делят:

  • жесткие;
  • двухдисковые;
  • упругие.

Задвижки для трубопроводов

Жесткие затворы делают из цельнометаллической пластины, стачивая ее на клин. Недостаток в сложной подгонке угла и ширины запирающей детали по отношению к седлам. Быстрее других выходит из строя.

Сделанный из двух дисков клин более упругий, хорошо прилегает к седлам и работает длительное время.

В упругом запоре гибкий материал подстраивается под форму седла, прилегает плотно к его поверхности под давлением жидкости.

Все рассматриваемые устройства подразделяются также по направлению действия и по конструкции запорного рабочего элемента. Требования, предъявляемые к уровню герметизации, допускают применение для прерывания потока задвижек с одним либо двумя ножами (шиберами).

Одноножевой шиберный кран характеризуется большей жёсткостью. Он может устанавливаться в трубопроводах, по которым рабочая среда транспортируется под высоким давлением. Его конструкция довольно проста. Шибер перемещается благодаря вращению штока, который может быть невыдвижным или выдвижным. Благодаря вынесению кинетической пары шток — ходовая гайка за пределы корпуса устройства, обеспечивается герметичное перекрытие потока и предотвращается контакт сальников уплотнения с рабочей средой.

Свойства одноножевой задвижки позволяют применять ее на трубопроводах с высоким давлением

Шиберные задвижки с двумя ножами герметизируют трубопровод более надёжно, но стоят они значительно дороже и поэтому широкого применения такие устройства не получили. Пользователи принимают во внимание тот факт, что многие выпускаемые современной промышленностью более дешёвые аналогичные приспособления перекрывают поток не менее эффективно.

Если взять за основу критерий «направление действия», шиберный кран бывает одно- и двухсторонним. Задвижки первого типа применяются на ветках, транспортирующих большинство известных жидкостей, включая и агрессивные, некоторые виды сыпучих материалов и взвешенные смеси. Может устанавливаться такое приспособление на бытовых коммуникациях – канализации, водопроводе и т.д.

Трубопроводные задвижки из стали ГОСТ 9698-86

Устройство двусторонней шиберной задвижки несколько сложнее. Не вдаваясь в его описание, будет достаточным сказать, что запорно-регулирующий элемент данного типа применяется на особых магистралях. К ним эксперты относят трубопроводы, предназначенные для такой среды, при изменении направления движения которой даже в небольшом диапазоне возможностей стандартной задвижки для полного перекрытия просвета будет недостаточно. Устанавливается затвор шиберный двусторонний ножевой в задвижках магистралей на предприятиях пищевой и химической промышленности.

Достоинства задвижек

Основные параметры задвижек регламентированы ГОСТ 9698-86, используемые в промышленности изделия имеют следующие особенности:

  • Простота конструкции. Корпус состоит из основной части, помещаемой в линию посредством фланцевого или муфтового резьбового (для малых диаметров) соединения, его крышка крепится гайками или болтами – это упрощает процедуру установки, демонтажа и ремонта устройства.
  • Высокие технические характеристики. Задвижная арматура в зависимости от назначения и условий эксплуатации выдерживает рабочую температуру от -60 до 565 С., давление от 0,16 до 25 Мпа. (1, 6 – 250 бар.) в стальных конструкциях. При этом предел давлений для чугуна составляет 25 бар., для изделий из цветных металлов – 40 бар.

Рис. 3 Запорная чугунная фланцевая арматура

  • Универсальность. Устройства могут работать в магистралях любого назначения с высокой химической активностью передаваемых веществ, рассчитаны на использование в трубопроводах диаметров от 15 до 2000 мм.
  • Высокие гидравлические характеристики. Задвижные устройства подбирают по внутреннему диаметру трубопроводов, имеющему стандартные значения, поэтому они не влияют на гидравлическое сопротивление в линии. Плавное перемещение заслонки при перекрытии потока транспортируемого вещества позволяет избежать гидравлического удара в системе. Конструкция задвижных элементов и корпусного седла рассчитана на создание высокой герметичности перекрываемого канала.
  • Хорошая ремонтопригодность. Монтаж и ремонт арматуры и фитингов с задвижками легко провести при наличии простого инструмента и комплектующих – разводных сантехнических ключей, прокладок. Заслонки и прокладки в случае износа просто снять и поменять на новые.
  • Длительный срок службы. Корпусные детали и затворы изготавливаются из прочных долговечных материалов, рассчитанных на использование в конкретной рабочей среде, внутренние заслонки делают из коррозионно-устойчивых металлов – это существенно увеличивает их эксплуатационный срок.

Рис. 4 Виды задвижек из цветных металлов

Минусы

При изготовлении запорной арматуры для удешевления часто используют чугун, подобные конструкции имеют следующие недостатки:

  • Высокий вес задвижек затрудняет монтаж узлов при больших диаметрах трубопроводов – может понадобиться несколько рабочих или специальная подъемная техника для удержания массивной детали. К примеру, вес чугунного запора с условным проходом 1600 мм. Согласно ГОСТ 9698-86 составляет 10025 кг.
  • Чугун относится к коррозионно неустойчивым материалам, со временем его внутренняя поверхность ржавеет, покрывается раковинами и известковым налетом – это приводит к нарушению герметизации при перекрытии потока.
  • Еще к одним недостатком чугуна относится его хрупкость, приводящая к необратимой поломке изделия при сильных ударных воздействиях.
  • Дешевое сальниковое уплотнение с набивкой, какое находит применение в бюджетных чугунных изделиях, не является достаточно герметичным по сравнению с современными торцевыми уплотнениями – в процессе его эксплуатации нередко возникают утечки транспортируемого вещества.

Рис. 5 Принцип работы затвора клинового типа

Особенности монтажа

Трубопроводные задвижки из чугуна ГОСТ

Установка задвижки в магистральный трубопровод промышленного назначения проводится квалифицированными специалистами, при этом наиболее часто используется соединение элементов друг с другом с помощью фланцев. При проведении работ в водопроводной магистрали действуют, соблюдая следующие особенности установки:

  1. Съем запорной арматуры водопровода проводят только при отсутствии рабочей жидкости в системе, при необходимости трубы в местах соединений защищают от грязи, окалины, известкового налета.
  2. Перед монтажом запорной арматуры проверяют качество фланцев – фланцевая шайба не должна иметь трещин, царапин, выемок и прочих дефектов.
  3. Запорная арматура водопровода размещается на строго прямолинейной части магистрали и ровных участках земной поверхности – это позволяет избежать чрезмерных напряжений в местах изгибов и перекосов, вызывающих протечки. При монтаже тяжелых узлов используют дополнительные жесткие опоры.
  4. При эксплуатации не допускается прилагать чрезмерное усилие к маховикам, посредством которых приводятся в действие запорные заслонки – это может привести к поломкам и трещинам.
  5. Монтаж следует проводить с обвязкой мягким стропом, избегая крепления за шток или штурвал и стараясь не повредить защитное покрытие – это приводит к преждевременной коррозии. Падение с высоты и механические удары недопустимы.

Рис. 13 Способы монтажа и настройки запорных устройств

Перед выбором запорной арматуры необходимо учитывать ее характеристики в соответствии с ГОСТ – наиболее высокими параметрами обладают стальные промышленные изделия. Для бытового использования подходят задвижные узлы для трубопроводов из цветных металлов – они имеют небольшие размеры условного прохода и доступный монтаж с помощью резьбовых муфт.

Существует три способа установки:

  1. Установление шибера происходит в самой каминной топке. Шибер устанавливается на расстоянии одного метра от отопительного устройства, что позволяет с легкостью управлять шиберной задвижкой.
  2. Второй способ установки шиберной заслонки – объединение с другими деталями отопительной конструкции без дополнительного использования крепежа. Также данный вариант установки носит название «труба в трубу».
  3. Третий способ установки шиберной заслонки – это его установка в вентиляционных трубах. В данном случае шиберная задвижка применяется для того, чтобы двигатель вентилятора не перегрелся во время его включения.

Обратите внимание: процедуру монтажа нужно проводить в закрытом виде шиберной установки, а не в открытом, чтобы избежать лишнего давления на двигатель.

Эти основные три способа установки шиберной заслонки применяются постоянно при строительстве дымоходов или вентиляции.

Существуют различные модели печей и каминов, где отопление проходит по-разному. Поэтому для каждой модели требуется свой вид шибера.

Трубопроводные задвижки из других металлов

К примеру, для печи с газовым отоплением требуется классическая дроссельная заслонка (поворотный шибер) или иногда автоматический поворотный шибер, так как она полностью перекрывает дымоход, благодаря этому пламя не выйдет наружу.

Но поворотные шиберы не рекомендуется устанавливать при , потому что она будет пропускать пар в закрытом виде, а в открытом виде поворотный шибер очень тяжело очистить.

В большинстве случаев шиберная заслонка продается вместе с дымоходом в полном комплекте. Но бывают дымоходы и без него, поэтому шибер можно сделать самостоятельно, покупая его составляющие в различных строительных магазинах.

Примите к сведению: перед покупкой важно определить необходимые размеры. Покупать шиберные задвижки лучше всего из стального материала

Основная часть шиберной установки является обечайка. Шибер состоит из нескольких обечаек.

В большинстве случаев, задвижка для вентиляции устанавливается непосредственно перед выходом вентилятора. В случае, если их расположение совпадает, то конструкция называется пусковым шибером, тогда ее задача заключается в защите силовой установки вентилятора от перегрева.

Нужно понимать, что запускать вентилятор нужно только лишь тогда, когда шибер находится в закрытом положении. В противном случае на него будет влиять дополнительная нагрузка, что в свою очередь достаточно быстро приведет к выходу из строя электрического оборудования.

Важно!

если вы решили установить шибер в вентиляцию с прямым дымоходом своими руками, то вам необходимо знать, что в дальнейшем осуществлять техническое обслуживание и чистку такой конструкция достаточно сложно.

Как и любая другая конструкция, шиберная задвижка обладает своими особенностями монтажа. Различают два основных способа ее установки:

  • методика труба в трубу – механизм устанавливается в дымоход за счет своей конструкцию, такой принцип не подразумевает использование дополнительных крепежных элементов;
  • запорное устройство монтируется перед выходом из дымохода или же в печке, соответственно, становясь частью общей конструкции, в этом случае максимальное значение высота, на которой может располагаться шибер, не может превышать отметку в один метр.

Также имеется еще один метод монтажа шибера – фланцевый

В процессе его использования нужно уделять внимание двум факторам: . крепежные элементы, которые фиксируют отвод дыма, должны быть расположены на небольшом расстоянии от шибера, устанавливать их вместе с основным механизмов нельзя;все крепежные элементы должны располагаться исключительно с одной стороны фланца;в процессе монтажа соединения фланцевого типа нужно обеспечивать дополнительную герметизацию.

  • крепежные элементы, которые фиксируют отвод дыма, должны быть расположены на небольшом расстоянии от шибера, устанавливать их вместе с основным механизмов нельзя;
  • все крепежные элементы должны располагаться исключительно с одной стороны фланца;
  • в процессе монтажа соединения фланцевого типа нужно обеспечивать дополнительную герметизацию.

Работа клинового затвора

Использование задвижек в печи позволяет обезопасить себя от отравления угарным газом. Информация о способе сохранения тепла в печи передается из поколения в поколение. Все очень просто, пока горит пламя – заслонка не должны быть закрыта полностью. Как только огонь погас, шибер можно полностью закрывать.

Задвижку, впрочем, как и любой другой механизм, создание которого не требует обязательного наличия специализированных инструментов, можно без проблем сделать самостоятельно. Для этого достаточно обладать минимальными теоретическими знаниями и базовыми навыками работы.

Рассмотрим, как сделать оба варианта задвижек для дымоходов – выдвижной и поворотный. Каждый из них имеет свои нюансы изготовления и монтажа. Начнем с выдвижного вида.

Для создания простейшей модели выдвижного шибера подойдет оцинкованная сталь. Она обладает небольшим весом, благодаря гладкой поверхности легко очищается от сажи, а при необходимости движущуюся часть легко можно заменить.

Миллиметровая сталь не подойдет, так как она легко прогибается, и при деформации возникнут затруднения с задвиганием пластины в дымоход. Минимальная толщина листа – 1,5 мм, а лучше 2-2,5 мм

Главные инструменты – сварочный аппарат, электроды, болгарка, ножницы по металлу (выбираем в зависимости от толщины листа), дрель со шлифовальным диском, сверла по металлу, напильник. Работы лучше выполнять на рабочем верстаке с тисками. Кроме прочего понадобится лист бумаги для шаблона, рулетка, маркер.

К снятию размеров нужно отнестись серьезно, так как даже несколько миллиметров могут стать причиной неправильной работы дымохода. Чтобы узнать габариты рамки, следует рулеткой измерить сечение дымоотводного канала – оно будет совпадать с размерами внутренней стороны рамки. К этому значению следует прибавить по 20-30 мм с трех сторон и высчитать наружную сторону рамки.

Задвижки для трубопроводов разборка

Чертеж заслонки с проволочной рамкой. Рамку из проволоки сложнее закрепить на кирпичной кладке, чем профиль с плоскими широким сторонами

Чтобы задвижка выдвигалась легко, без усилий, она должна по ширине быть чуть уже ширины рамки (если учитывать внешние стороны). Для упрощения расчетов необходимо начертить схему конструкции и обозначить все возможные размеры, чтобы в дальнейшем, во время работы с металлом, ориентироваться по ним.

Для металлических труб обычно совмещают конструкцию плоской заслонки с фрагментом дымоотвода, расположенным перпендикулярно.

Размеры конструкции для трубы прямоугольного сечения. Задвижка должна полностью перекрывать дымоотвод, но при этом иметь небольшие отверстия для проникновения воздуха, просверленные дрелью, или зазор

Для кирпичных дымоходов достаточно плоской рамы из проволоки или профиля с двигающейся по направляющим (двум параллельным сторонам) задвижкой.

Определив точные размеры, вырезаем раму для шибера. Если дымоход небольшой (например, в бане или в летней кухне), можно использовать толстую проволоку, согнув ее в виде буквы П.

Более обстоятельная рама – это прочный угловой профиль. Чтобы его сделать, вырезаем из листовой стали полосу и сгибаем ее вдоль под углом 90º. Чтобы придать профилю нужную форму, в местах, где намечены углы, одну из плоскостей разрезаем. При сгибании получаем рамку. Места сгибов привариваем.

Далее вырезаем саму заслонку. Она должна быть примерно на 5-10 мм быть уже ширины рамы. Длину подгоняем так, чтобы в закрытом состоянии наружу выглядывал только небольшой фрагмент задвижки. Оформить его можно по-разному: в виде ушка с отверстием или просто подогнутого края.

Края вырезанного шибера зачищаем диском, чтобы процесс закрывания/открывания проходил легко и бесшумно. Красить детали нельзя.

На фото показаны этапы установки шибера заводского производства. По тому же принципу монтируется и самодельное устройство.

Галерея изображенийФото из

В соответствии со схемой устройства печи определяем место установки шиберной заслонки и отмечаем кирпичи, которые необходимо подрезать

Достаем кирпичи, служащие основанием для монтажа заслонки, и подрезаем их по размерам рамки шибера болгаркой

Виды приводов для управления задвижкой

Для фиксации задвижки используем раствор для кладки. Наносим его на место монтажа, а затем – на края рамки сверху

Шаг 1 – определение места монтажа

Шаг 2 – обрезание кирпичей по периметру отверстия

Шаг 3 – посадка шибера на раствор

Шаг 4 – кирпичная кладка над шибером

Высота установки заслонки во многом зависит от конструкции печи, в банных печах она ниже, в отопительных для дома – выше. Минимальная высота – 0,9-1 м от пола, максимальная – около 2 м.

Классификация шиберных задвижек

Корпус задвижки является одной из ее основных деталей, которая защищает внутренние элементы от механических повреждений и внешнего воздействия. Форма корпуса может изготавливаться в виде цилиндра, а также прямоугольника. Различные варианты корпуса для задвижек могут быть выполнены, как монолитными (едиными, цельными), так и в сборной или сварной конструкции. Некоторые производители предлагают комбинированные варианты защитных корпусных деталей.

По типу установленного шибера (закрывающегося элемента), задвижки разделяются на плиточные и пластинчатые. Группу запорной арматуры с пластинами также разделяют на «ножевые» и «гильотинные». Первый вид задвижек с шибером в виде монолитной плиты имеет в своей конструкции отверстие, в которое входит патрубок, установленный на противоположной стороне.

Установленный уплотнитель классифицирует задвижки по категориям – металл/металл и металл/синтетика. Тип используемого уплотняющего элемента очень важен для создания идеально герметичного соединения при закрытии задвижки. В качестве синтетических материалов для производства уплотнителей шиберного типа используется:

  • нитриловая резина – стойкий по химическому воздействию материал;
  • этиленпропилендиеновый каучук (СКЭПТ/EPDM);
  • резиновые смеси с основным компонентом СКН для горячих сред;
  • морозостойкий материал Viton;
  • силикон.

Конструкция клиновой задвижки

По способу управления и функционирования, выделяют следующие виды заслонок: ручную шиберную и задвижку с автоматическим приводом. Ручной тип управления предполагает наличие механизма, при помощи которого можно регулировать положение шибера в задвижке. В качестве такого механизма используется:

  • насадка квадратной или круглой формы;
  • вентиль с маховиком;
  • штурвал со статическим или выдвижным штоком;
  • рычаг;
  • ключ Т-образной формы.

Задвижки с автоматическим или механизированным типом управления могут иметь:

  • пневматический привод – позволяет осуществлять движение как в одну, так и в обе стороны, а также оснащается ручным дублером с регулировочными болтами;
  • гидравлический привод;
  • электрический привод – оснащается концевыми выключателями в крайних положениях шибера ножевого типа;
  • привод комбинированного типа.

По типу соединения с основным трубопроводом, шиберные задвижки делятся на:

  • фланцевые;
  • межфланцевые;
  • сварочные.

Следует отметить, что при любом способе крепления, опытные монтажники дополнительно используют межфланцевые прокладки, болты, шпильки и прочие соединительные элементы.

Задвижные узлы имеют разные конструктивные и физические параметры, по конструкции и классификации задвижек их подразделяют на следующие классы:

  1. По технологии изготовления корпуса:
  • Сварные.
  • Литые – основной метод формообразования корпусов.
  • Кованые или штампованные – технология применяется для создания высокопрочных корпусов, детали соединяются между собой сваркой.
  • Комбинированные – производятся из кованых и штампованных деталей посредством сварки.
  1. По типу уплотнения:
  • Графитоармированные, жидкометаллические.
  • Сальниковые – подвижной шпиндель или шток отделяется от рабочей среды сальниковой прокладкой, пропитанной маслом и сжатой накидной гайкой или специальной деталью – сальником.
  • Сильфонные – герметичность достигается за счет использования гофрированных упругих оболочек из металлических и синтетических материалов.

Рис. 6 Разборка клиновидной системы (корпус, вид клина задвижки)

  1. По типу передачи усилия к заслонке:
  • Вращательное – применяется в ручных механических системах, где винтовой шпиндель перемещается за счет маховика.
  • Поступательное – шток имеет цилиндрическую форму и перемещается за счет передачи ему усилия гидравлическим или электрическим способом.
  1. По типу привода:
  • Ручной – для передачи усилия используют маховик и шпиндель с резьбой.
  • Электрический – управление задвижкой происходит перемещающимся шпинделем, который является якорем электрокатушки.
  • Гидравлический – на подвижный шток с заслонкой, помещенный в герметичный цилиндр, оказывает давление гидравлическая жидкость.
  • Пневматический – шпиндель передвигается за счет давления на его поверхность сжатого воздуха.

Рис. 7 Приводы

  1. По конструктивному исполнению затворного узла:
  • Клиновые. Затвор имеет клиновидную форму, при опускании располагается между двумя наклонными седельными поверхностями.
  • Параллельные (одно- или двухдисковые, шиберные). Затворный элемент сделан в форме плоского диска или шибера, которые запирают канал, опускаясь в небольшие профильные углубления в корпусе.
  • Шланговые. При работе системы затворный механизм сдавливает эластичный резиновый шланг, перекрывая тем самым канал движения вещества.
  • Поворотные. Запорный элемент в виде диска располагается в канале трубы на его центральной линии, при работе он разворачивается вокруг центральной оси и перекрывает поток проходящего вещества.

Особенности шиберных заслонок

Поворотный механизм

Шибер устанавливается одновременно с . Его можно разместить несколькими способами, но наиболее распространенным является монтаж заслонки на первом метре дымоотвода. Такое размещение вполне оправдано, так как в данном случае задвижкой удобно управлять. Рассмотрим данный способ монтажа подробнее.

После укладки первого ряда кирпичного дымохода можно приступать к установке шибера. Начать нужно с вырезания фрагмента задвижки. В одном из кирпичей проделайте сквозное отверстие для ручки и выкладывайте второй ряд с учетом толщины слоя песчано-цементной смеси, на которую будет ставиться шибер. Следите за тем, чтобы он максимально плотно прилегал к первому. Исключите образование щелей

Последующие ряды укладывайте на цементно-песчаный раствор, обращая внимание на то, чтобы исключить риск образования щелей.

Совет! В том случае, если вы не уверены в своих силах и не знаете, сможете ли выполнить установку шибера самостоятельно, доверьте это дело профессионалам.

Задвижка для камина или печи бывает нескольких видов:

  • Выдвижная горизонтальная установка.

    В этом случае внутри шибера находится пластина, которая выдвигается, в результате чего изменяется размер сечения вентиляционных или дымоходных труб. Этот вид заслонок задействуют при обустройстве кирпичных дымоходов, они отличаются горизонтальным расположением. В пластине имеются специальные мелкие отверстия – они даже в закрытом положении полностью не перекрывают воздуховод. Данная особенность позволяет избежать в будущем возгораний.

  • Классическая дроссельная задвижка поворотного вида. Функционирует такой шибер за счет вращательного движения внутри воздуховода. Состоит такая шиберная установка из металлического корпуса и съемного вращательного диска. В случае длительного применения он может стать неисправным, но заменить деталь будет несложно. Выполнить данную процедуру можно собственными силами. Всю конструкцию дроссельной установки классического типа даже при отсутствии определенных умений по силам сделать своими руками. Это вид шибера отличается удобным использованием, ему не требуется постоянный контроль владельца недвижимости.
  • Воздушная шиберная задвижка дымохода. Относится к регулирующим деталям, контролирующим количество топлива в топочной камере. Управление рабочим процессом осуществляется автоматически.

Необходимо помнить, что правильный подбор такого элемента, как шиберная заслонка, отражается в будущем не только на показателе тяги, но и на безопасности отопительной системы, частью которой является дымоход. Монтаж шибера выполняется на любые модели каминов и печей, кроме наиболее современных, в которых присутствует дефлектор.

Шиберная задвижка

Основные рекомендации по выбору шиберных затворов для дымоотводной коммуникации таковы:

  • в случае если отопительный прибор функционирует за счёт переработки газа, то лучше приобрести поворотную модель затвора. Это связано с тем, что такие модели исключают возможность полного перекрытия дымоотводного канала. Таким образом, отопительная система будет более безопасной. Дымоход, который отводит продукты сгорания от газовой печи, должен во время эксплуатации перекрываться как минимум на 40 процентов;
  • существуют отопительные системы, которые функционируют непостоянно (периодические). Закрытая заслонка, установленная в такой отопительной конструкции, как правило, пропускает пар во время поддачи, а открытая способствует образованию большого количества сажи на трубе, которая располагается ниже пластины;
  • категорически не рекомендуется использовать поворотные элементы для монтажа в банных дымоходах.

Поворотное устройство — наиболее приемлемый вариант для системы, потребляющей газ

Обратите внимание! Шибер для дымохода является фасонной частью дымоотводной коммуникации, поэтому если приобретать всё необходимое для прокладки дымохода, он будет идти в комплекте к трубам. Такие затворы можно приобрести в любом профильном магазине или заказать, воспользовавшись онлайн-магазином в интернете

Специалисты рекомендуют выполнить тщательный замер сечения дымоотводного канала перед тем, как приобретать шиберное изделие. Пожалуй, это является основным, что необходимо выполнить перед приобретением шибера.

Корпус шиберной конструкции, обычно выполнен в прямоугольной или цилиндрической форме, выполняется он в цельном монолитном либо сборном виде путем сварки металлических частей.

Подобные задвижки имеют свои особенности, с которыми стоит ознакомиться до похода в магазин и начала их применения. Например, корпус заслонок изготавливают, используя только определенные разновидности стали: CF8, CF8M, 904L, LC1 и WCB. Остальные виды нельзя использовать независимо от фирмы-производителя.

Если в магазине вы наткнулись на шиберные заслонки, сделанные из разновидностей стали, которых нет в вышеперечисленном списке, тогда такие модели стоит обходить стороной, потому что надежность и безопасность такого товара оставляет желать лучшего. Самым большим недостатком таких задвижек является отсутствие качественной герметичности.

Лучше всего приобретать шибер у официальных производителей, таким образом можно предотвратить риск покупки некачественного товара.

Куда ставится шибер

Для того чтобы заслонка выполняла все функции, предусмотренные свойствами и характеристиками этого элемента конструкции отопительной системы, следует знать, куда его поставить. Пренебрегать этими рекомендациями и данными ни в коем случае нельзя, так как это может повлиять и на работу системы, и на вероятность возникновения пожара.

Обычно этот элемент устанавливается на первом метре трубы, так как в большинстве случаев этот участок канала не утепляется, что позволяет избежать такого явления, как термическое расширение.

Нельзя забывать о том, что устанавливаться заслонка должна на утеплённую часть трубы, так как шибер может попросту заклинить из-за расширения трубы под воздействием температуры (термическое расширение).

Заслонки для дымоходов или шиберы ставятся для того, чтобы эффективно использовать отопительное оборудование и во избежание пожароопасной ситуации. Элемент действительно позволяет добиться вышеописанных целей, поэтому и является одним из самых важных элементов в конструкции отопительной системы.

Заслонка выступает в роли регулятора и перекрывает дымоход после топки. То что шибер позволяет перекрывать сечение дымового канала, влияет на регуляцию тяги и на контроль газов дыма и потоков воздуха, циркулирующих в дымоходе. В случаях, когда дымоход не используется, заслонка должна быть закрыта.

Клиновой вид

Основное преимущество – это возможность создавать максимальный затвор за счет системы работы. Если требуется надежная защита от протечек, то такая установка станет уместной. Сам запорный элемент выполняется в виде клинообразной конструкции. Чаще всего применяются такие шиберные задвижки для канализации.

Как работает такое устройство? Клин совершает движения в перпендикулярном направлении рабочей массы. Это происходит под усилием вращения шпинделя. Защита получается, потому что именно клин способен за счет деформирования подстроиться под массу.

Помимо положительных сторон, есть и минусы. В процессе длительной эксплуатации устройство быстро выходит из строя. Перед началом работы его подгоняют. Если клин повредится, то работа будет нарушена, даже при малейшей царапине. Когда задвижка с клином находится в емкости с повышенной температурой, то она может деформироваться и выйти из строя.

Устройство задвижки данного типа представляет собой заслонку с расположенными под углом поверхностями, которая при отпускании располагается в клинообразном седельном гнезде.

Жесткий клин

Модель отличается невысокой стоимостью, простотой, жесткостью, надежностью и хорошими параметрами герметичности, при изготовлении требует использования высокоточного оборудования. Клин шарнирно подвешен к шпинделю, размещенному в верхней крышке, и опускается в канал по встроенным в корпус направляющим, система способна работать с большими перепадами давления. К недостаткам относится сложный ремонт и заклинивание при воздействии высоких температур в результате линейного расширения металла при нагревании.

Рис.8 Двухдисковый клин – конструкция

Клиновые модели данного типа состоят из заслонки в виде двух размещенных под углом дисков с разжимной деталью между ними (имеет вид шарообразного грибка) – это позволяет ей самоустанавливаться, обеспечивая при этом высокую плотность перекрытия канала и исключая заклинивание.

Типы задвижек с двумя дисками имеют сложное конструктивное исполнение и соответственно дороги, их преимущества – малый износ затворных и седельных поверхностей за счет отсутствия контакта по пути перемещения, высокая степень герметизации, небольшое прилагаемое усилие для закрывания прохода.

Устройства выпускают только с выдвижным штоком, многие модели бывают с кольцевыми уплотнениями на затворных дисках, позволяющими повысить герметизацию прохода.

Рис. 9 Разновидности поворотных систем

Упругий клин

В данной конструкции привод затвора разрезан на две части и между ними расположен пружинящий элемент – это позволяет перемещаться уплотнительным элементам относительно друг друга на небольшой угол, обеспечивая тем самым лучший контакт с седельным кольцом. При изготовлении не требуется высокоточная подгонка, исключено высокотемпературное заклинивание, к недостаткам относится повышенная истираемость плоскостей клина в результате раннего вступления в контакт при опускании.

Поворотные

Устройство такого типа называют дисковым поворотным затвором, при работе диск располагается в потоке вещества и перемещается по его направлению. Диски используются в системах с диаметром трубопроводов до 1200 мм. при температурах среды от -200 до 450 С. и давлении до 600 бар. Устройство имеет простую конструкцию, малые размер и массу, хорошо герметизирует перекрываемый канал, легко ремонтируется.

Параллельные (шиберные)

В данных устройствах поверхности седел и затворного диска параллельны, при опускании диск (шибер) герметично перекрывает проход за счет давления на его поверхность проводимой среды. К недостаткам относят большие энергозатраты на перемещение в результате трения уплотнительных колец седла и шибера на всем пути движения и соответственно повышенное истирание герметизирующих поверхностей. Используется при пониженных требованиях к герметичности, легко обслуживается и ремонтируется.

Рис.10 Шиберные параллельные задвижки

Конструктивные особенности устройства

Использование шибера позволяет перекрыть дымоходный канал после эксплуатации печи. Отверстия в этом приспособлении препятствуют полной закупорке сечения дымоотводного канала. Стоит запомнить — закрытое положение такой задвижки указывает на то, что дымоход не используется, а открытое означает начало топки.

Тяга в дымоходе – очень важный показатель, который определяет не только эффективность вывода продуктов сгорания из дымохода, но и КПД отопительной системы в целом. Поэтому регуляция тяги, осуществляемая с помощью шиберного элемента, очень важна. В случае если уровень тяги в системе превышает допустимые параметры, необходимо отрегулировать положение шиберного элемента. Такая задвижка регулирует тягу за счёт уменьшения или увеличения показателя сечения дымоотводного канала.

Помимо этого, шиберные элементы выполняют ещё одну важную функцию, которая заключается в регуляции горения продуктов в отопительном устройстве. Интенсивность горения контролируется за счёт того, что такой элемент регулирует движение воздушного потока внутри системы. Стоит отметить, что нельзя монтировать шиберные изделия в том случае, если переработка отопительного сырья производится в приборе за счёт приточных воздушных потоков.

Самыми прочными и простыми в обслуживании являются нержавеющие или оцинкованные задвижки

Как правило, такие изделия производятся из нержавеющей стали, которая обладает хорошими прочностными характеристиками. Нержавейка является резистентной к губительным коррозийным воздействиям, а также является устойчивой к активным химическим соединениям, образующимся внутри дымоотвода. Толщина шибера колеблется в пределах от 0,5 до 1 мм. Шиберы отличаются высокими показателями термоустойчивости и способны выдерживать температуру до 900 градусов Цельсия.

Полезная информация! Рекомендуется подбирать заслонки с полированной поверхностью. Полированная заслонка проще в эксплуатации, легче очищается от сажи.

Заслонка имеет вальцовочные швы и способна перекрывать довольно большую площадь дымоотводного канала (до 85 процентов). Такие характеристики сделали это изделие очень популярным среди потребителей.

Достаточно просто поставить заслонку, и она будет выполнять роль шибера. Шибера бывают различных конструкций, и предназначены для труб разного сечения и устройства. Есть круглые, а есть квадратной и прямоугольной формы. Так же шибер может исполняться в варианте сендвич дымохода, тогда он снабжается двойными стенками, между которыми размещается слой теплоизоляции.

Шланговый тип задвижки

Шибер применяется везде, где нужна регулировка тяги. К таким системам можно отнести печи, камины, а так же вентиляционные шахты, и тому подобные системы. Шибера могут даже применяться и на трубопроводах большого диаметра без давления сред внутри трубы. Фактически это задвижка, что и видно на фотографиях ниже.

Обойтись без щибера можно там, где он не нужен. К примеру он не нужен в системах с применением котлов на газе или жидком топливе, так как процесс горения там контролируется уровнем подачи топлива. Шибер нужен там, где процесс горения идёт естественным путём за счёт притока воздуха.

Шибер это задвижка, которая используется для регулирования потоков.

Потоки могут быть не только воздушные (как в вентиляции, или в дымоходах), потоки могут быть из различных сред, к примеру сыпучими, сухими, нефтепродукты и так далее.

Шибер устанавливается и на трубопроводах

(шиберные задвижки).

Маркировка задвижек

При помощи шибера, сила потока не только регулируется, потоки могут разделяться благодаря шиберу.

Если Вы имеете в виду дымоход, то шибер усиливает, или уменьшает тягу.

Шибер помогает экономить топливо, к примеру если печь дровяная, то чуть закрыв шибер, вы не позволите дровам быстро прогореть.

Сложно понять что Вы имеете в виду под второй частью вопроса.

Обойтись без шибера можно на прямых участках трубопровода, где используются другие (иные) механизмы регулирования потока.

Если Вы спрашиваете о дымоходах, то шибер не устанавливается , к примеру в каминах, где горение (процесс горения, так точнее) регулируется подачей приточного воздуха.

Его функции различаются в зависимости от области применения. Если шибер используется в системе трубопровода в качестве запорной арматуры, то он будет выполнять функцию ограничения движения жидкости (сыпучих смесей). Такой шибер еще называют перекидным.

В шибер исполняет роль устройства, регулирующего расход воздуха. Можно перемещать заслонку вперед и назад, тем самым изменяя расход проходящего через конструкцию воздуха, перегораживая частично или полностью ход потока. Такой шибер называют регулирующим.

В дымоходе шибер используют в качестве заслонки регулятора, позволяющей перекрывать частично или полностью сечение дымового канала, что позволяет уменьшить теплопотери внутри помещения после топки.

Шибер для дымохода выполняет еще одну функцию – регулятора тяги, то есть выступает регулирующей заслонкой по ходу дыма. Здесь действует принцип: чем больше перекрыто сечение дымоходного канала, тем меньше поступает воздуха, и тяга уменьшается. И наоборот, чем больше шибер открыт, тем больше воздуха и тяга сильнее, процесс горения проходит гораздо интенсивнее и быстрее.

Круглый шибер вентиляции

Шибер (Schieber) в переводе с немецкого языка означает «задвижка, заслонка, клапан», что собственно и говорит о том, как его применяют. Приспособление устанавливают в вентиляционных системах для улучшения их работы путем регулировки воздушных потоков. Оно имеет еще одно название – дроссель-клапан (Drossel), которое так же отражает суть его применения. В переводе с немецкого означает «сужающее устройство».

Тот, кто видел в селе настоящую «русскую» печь, может себе представить чугунную заслонку, применяемую для регулировки и улучшения тяги в дымоходной трубе. При растапливании печи заслонку выдвигают (открывают), когда жар в печи достигает требуемых параметров – ее задвигают (не полностью), чтобы тепло не уходило наружу. Так, и шибер выполняет функцию регулятора тяги.

Естественно, что современные заслонки и для дымоходов, и для вентиляционной системы имеют разные конфигурации и изготовляют их не только из чугуна. В зависимости от того, где будет устанавливаться заслонка, они делятся:

  • по форме: круглые, прямоугольные;
  • по конструктивному исполнению: выдвижные, поворотные;
  • по способу установки: в раструб без дополнительной фиксации, с помощью фланцев;
  • по типу управления: ручное, электрическое, гидравлическое;
  • по материалу изготовления: сталь нержавеющая, хромированная, легированная.

Итак, шибер для вентиляции представляет собой металлическую задвижку толщиной 1 мм, которая движется по направляющим, регулируя поток воздушных масс.

  • Их можно использовать в трубопроводных системах, как запорную арматуру, тогда они будут исполнять роль ограничителей перемещения жидкостей или сыпучих объектов. Эти задвижки называются перекидными.
  • В системах вентиляции шиберы выполняют функции регулирования расхода воздуха. Перемещая задвижку туда-сюда, можно изменять объем проходящих через трубу воздушных потоков, путем частичного или полного перегораживания. Такие задвижки называются регулирующими.
  • В дымоходах, как уже говорилось ранее, шиберы используются, как задвижки регуляторов, позволяющих закрывать полноценно или частично дымовой канал, что помогает избежать потери тепла в помещении.
  • Дымоходные шиберы выполняют еще одну роль – регулирование тяги, иными словами они выступают в качестве регулирующих ход дыма заслонок. Работает система по следующему принципу: большое перекрывание сечения дымоходной трубы приводит к меньшему поступлению воздушных потоков, что уменьшает тягу. И обратно: широко открывая задвижку, можно обеспечить больший приток воздуха и увеличение тяги, и тогда горение в печи будет более интенсивным и быстрым.

Куда ставится шибер

Шиберные задвижки, составляющие заметную часть ассортимента многих производителей трубопроводной арматуры, обладают целым рядом преимуществ, наиболее значимые из которых приведены ниже в виде коротких тезисов.

  • Шиберные задвижки отличаются малой строительной длиной, например, по сравнению с кранами.
  • Устройство шиберной задвижки – относительно простое, что с одной стороны предопределяет легкость ее установки (скажем, возможность замены без врезания в трубопровод) и удобство эксплуатации, а с другой – надежность.
  • Показатели надежности в значительной степени зависят от параметров рабочей среды ─ ее агрессивности, температуры, концентрации механических примесей.
  • Шиберные задвижки ─ оборудование неприхотливое и не капризное, их обслуживание и ремонт не потребуют очень высокой квалификации персонала.
  • Шиберные задвижки от лучших производителей, использующих при их изготовлении качественные комплектующие и современные материалы, обладают такими важными свойствами как долговечность, стойкость к износу и воздействию агрессивных сред.
  • Срок службы шиберных задвижек может измеряться тремя и более десятилетиями, определяясь сроком службы корпуса. У других комплектующих он меньше, но также весьма внушителен. Например, у резинотехнических изделий – не менее 5 лет. Столько же составляет средний срок службы между капитальными ремонтами шиберной задвижки.
  • Отсутствие застойных зон и способность к самоочистке позволяют не задумываться о шлаках и грязи.
  • Важный параметр ─ минимальное гидравлическое сопротивление среды. Например, у шиберных задвижек производства компании АРМАТЭК коэффициент гидравлического сопротивления составляет не более 0,3 при полностью открытом ноже.
  • Шиберные задвижки обладают уникальными техническими возможностями, включая быстродействие и высокую герметичность. В т. ч. герметичность самого высокого класса А по «ГОСТ Р 54808-2011. Арматура трубопроводная. Нормы герметичности затворов».

 Технические параметры и широкий диапазон функциональных возможностей ─ исчерпывающий все потребности спектр размеров, значений давления и температуры ─ делают шиберные задвижки поистине универсальной трубопроводной арматурой, востребованной в самых разных областях технологий.