Шиберная регулирующая задвижка

Типоразмеры

  • A=40 мм (строительная длина)
  • B=119 мм
  • C=100 мм
  • D=105 мм
  • E=129 мм
  • F=178 мм
  • G=115 мм
  • H=412 мм
  • A=50 мм (строительная длина)
  • B=169 мм
  • C=100 мм
  • D=140 мм
  • E=187 мм
  • F=231 мм
  • G=115 мм
  • H=558 мм
  • A=70 мм (строительная длина)
  • B=318 мм
  • C=122 мм
  • D=250 мм
  • E=364 мм
  • F=428 мм
  • G=220 мм
  • H=1042 мм
  • A=96 мм (строительная длина)
  • B=431 мм
  • C=197 мм
  • D=338 мм
  • E=500 мм
  • F=549 мм
  • G=277 мм
  • H=1387 мм
Артикул DN, мм Рассверловка фланцев, PN Рабочее давление, PN Испыта-
тельное давление, PN
Тип привода AUMA/
Размер фланца
H, мм L, мм M, мм S, мм G ± 1 мм, мм K, мм D, мм Вес, кг
702-050-7013 50 10/16 10 15 SA 07.1/F-10 568 394 452 43 100 125 22
702-065-7013 65 10/16 10 15 SA 07.1/F-10 594 420 452 46 120 145 23
702-080-7013 80 10/16 10 15 SA 07.1/F-10 620 450 452 46 135 160 26
702-100-7013 100 10/16 10 15 SA 07.1/F-10 657 487 452 52 158 180 28
702-125-7013 125 10/16 10 15 SA 07.1/F-10 697 527 452 56 188 210 30
702-150-7013 150 10/16 10 15 SA 07.5/F-10 775 605 452 56 212 240 45
702-200-7003 200 10 8 12 SA 07.5/F-10 877 707 452 60 268 295 55
702-200-7013 200 16 8 12 SA 07.5/F-10 877 707 452 60 268 295 55
702-250-7003 250 10 7 10 SA 10.1/F-10 990 198 820 475 68 320 350 85
702-250-7013 250 16 7 10 SA 10.1/F-10 990 198 820 475 68 320 355 85
702-300-7003 300 10 6 9 SA 10.1/F-10 1111 255 941 475 78 370 400 97
702-300-7013 300 16 6 9 SA 10.1/F-10 1111 255 941 475 78 370 410 97
702-350-7013 350 10 6 9 SA 10.1/F-10 1197 296 1027 475 78 430 460 211
702-350-7013 350 16 6 9 SA 10.1/F-10 1197 296 1027 475 78 430 470 211
702-400-7013 400 10 5 7,5 SA 10.1/F-10 1307 336 1137 475 90 482 515 230
702-400-7013 400 16 5 7,5 SA 10.1/F-10 1307 336 1137 475 90 482 525 230
702-450-7013 450 10 5 7,5 SA 14.1/F-14 1417 375 1237 615 90 535 565 271
702-450-7013 450 16 5 7,5 SA 14.1/F-14 1417 375 1237 615 90 535 585 271
702-500-7013 500 10 4 6 SA 14.1/F-14 1529 440 1349 615 95 590 620 290
702-500-7013 500 16 4 6 SA 14.1/F-14 1529 440 1349 615 95 590 650 290
702-600-7013 600 10 4 6 SA 14.1/F-14 1716 540 1536 615 105 685 725 365
702-600-7013 600 16 4 6 SA 14.1/F-14 1716 540 1536 615 105 685 770 365

Скорость вращения электропривода для DN 50-400 – 45 об/мин, для DN 450-600 – 22 об/мин.

Материалы

1 Корпус нержавеющая сталь CF8M
2 Нож, кольцо AISI 316
3 Седловое уплотнение Металл(М) или EPDM(Е)
4 Шток AISI 303

Клиновой вид

Основное преимущество – это возможность создавать максимальный затвор за счет системы работы. Если требуется надежная защита от протечек, то такая установка станет уместной. Сам запорный элемент выполняется в виде клинообразной конструкции. Чаще всего применяются такие шиберные задвижки для канализации.

Как работает такое устройство? Клин совершает движения в перпендикулярном направлении рабочей массы. Это происходит под усилием вращения шпинделя. Защита получается, потому что именно клин способен за счет деформирования подстроиться под массу.

Помимо положительных сторон, есть и минусы. В процессе длительной эксплуатации устройство быстро выходит из строя. Перед началом работы его подгоняют. Если клин повредится, то работа будет нарушена, даже при малейшей царапине. Когда задвижка с клином находится в емкости с повышенной температурой, то она может деформироваться и выйти из строя.

К клиновым относятся устройства, имеющие подвижную деталь затвора в форме сужающейся к концу пластины, за что и получившую название «клина».

Внимание!

Функциональное назначение

клиновой задвижки

— это полное перекрытие потока рабочего материала, для регулирования расхода изделие применяется в исключительных случаях.

В таких устройствах уплотнительные поверхности на сёдлах располагаются параллельно материалу уплотнительных элементов на затворяющем органе и образуют некоторый угол к оси, вдоль которой направлено передвижение клина.

Шиберная регулирующая задвижка

Принцип работы основан на перекрытие проходного отверстия посредством поднятия и опускания запорного органа в перпендикулярном направлении к движущемуся рабочему материалу.

Затвор поднимается за счёт накручивания на шпиндель — специальную ось с длинной резьбой на конце, образующую резьбовую пару с гайкой, закреплённой на затворном элементе. Шпиндель при получении вращательного момента от ручного или электропривода начинает совершать движения вращательного, вращательно-поступательного или поступательного характера и увлекает за собой клин.

Подробнее об устройстве и принципе работы клиновой задвижки на воду смотрите на видео.

К преимуществам клиновых задвижек можно отнести обеспечение повышенного уровня герметичности проходного сечения в закрытом положении, несложный принцип работы, а также небольшую величину усилия, необходимого для соединения деталей запорного узла с максимально возможным уплотнением.

Этому способствует образование почти прямого угла между направлениями вектора усилия привода и вектора усилия, воздействующего на плоскость уплотнительной поверхности затворного элемента. Вследствие чего даже небольшая по величине сила, проходящая через шпиндель, может оказать значительное воздействие на контактирующие плоскости уплотнений.

Недостатками устройств с таким принципом работы являются:

  • необходимость в обустройстве полости корпуса направляющими для центрирования клина;
  • быстрый износ уплотнителей на затворе;
  • сложность технологии получения герметичности в затворяющем элементе.

Задвижка шиберная ножевая

Шиберная регулирующая задвижка

Плотность и прочность данного механизма высокая. Из-за этого они встречаются часто в разных трубопроводах и не только. Элементы находятся на магистралях. Это горная промышленность, комбинаты по производству целлюлозы, переработка нефти, вентиляционные сооружения. Хотя иногда они появляются и в других установках.

Из чего выполняют?

Задвижка шиберная ножевая или клиновая выполняется из прочного материала. Чаще всего применяется сталь, хотя иногда встречается и чугун. При выборе стоит взвешивать принцип работы устройства, так как второй вариант менее надежен. Если работа будет проходить при минусовых температурах, то стальная шиберная задвижка станет лучшим выбором. Импульсные движения приводят к нарушению целостности чугунной конструкции. Как может происходить закрытие устройства:

  • Ручные шиберные задвижки.
  • Пневматика.
  • Также есть задвижка шиберная с электроприводом.

Сегодня такие устройства фиксируются на трубопроводы при помощи нескольких методик. Если по такой конструкции проходят стоки, нефть и шлам, то подходящим вариантом станет кран фланцевый. Так как крепление осуществляется при помощи болтов, то собрать или разобрать такую установку получится просто. Перед установкой стоит понять, какая конструкция будет оптимальной и подходящей для своего монтирования.

Разновидности конструкции клина

Задвижка шиберная делится также по выбранному действию и наличию запорного устройства. Требования к таким установкам (а именно уровню защиты) самые различные, поэтому иногда используется два шибера. Но как эти установки характеризуются?

Наличие одного ножа имеет основное преимущество – это высокая надежность. Подходит для таких установок, где движение массы происходит под давлением, а конструкция не имеет заурядного строения. Есть шток подвижный или нет, нож вращается за счет него. Чтобы герметизация была максимальной, полностью исключается контакт имеющихся сальников уплотнения и рабочей среды. Это осуществляется посредством вывода кинетической пары штока и ходовой гайки.

Если использовать установку в два ножа, то надежность больше, но при этом стоимость увеличивается, а значит, и применять устройство сможет не каждый. Многие пользователи уверены, что и другие затворы способны справляться с функцией защиты не хуже. А вот на магистралях нефтяных трубопроводов такой вариант часто применим.

По действию сегодня есть два основных варианта. Это одно- и двухсторонние агрегаты. Если речь вести о первом варианте, то он встречается часто, даже на тех трубопроводах, где идет перемещение агрессивных жидкостей. Помимо этого, он встречается на канализационных сооружениях.

Если это шиберная задвижка двухсторонняя, то ее принцип работы сложнее. И встретить ее можно лишь на специальных магистралях. Именно в них происходит процесс передвижения основного состава. Это заводы химического и пищевого оборота.

Еще один часто встречающийся вариант – это шиберная задвижка для дымохода. Если не вдаваться в подробности, то это своего рода заслонка. Основная задача шиберной задвижки для дымохода – это возможность полноценно регулировать тягу у печи. А от этого будет зависеть, как идет работа и процесс возгорания топлива.

Перемещающийся, как и «положено» для задвижек, перпендикулярно движению потока рабочей среды, шибер открывает и закрывает проходное отверстие. Усилие, которое создает привод задвижки шиберной, передается ему через шпиндель (шток).

Конструкция шиберной задвижки включает следующие основные узлы и детали: корпус, нож (шибер), стойку, уплотнительный элемент, сальниковый узел уплотнения.

Герметичность шиберной задвижки в закрытом состоянии обеспечивается прижатием ножа (шибера) к уплотнению под воздействием давления рабочей среды. Шиберные задвижки изготавливают с односторонней и двухсторонней герметичностью.

В их конструкции используют как выдвижной, так и невыдвижной шток. Второй вариант особенно популярен при дефиците пространства.

Принцип работы клиновых задвижек также зависит от типа затвора. Он может изготавливаться в виде:

  • Жёсткой, суженной к низу пластины. В этом случае клин представляет собой цельную деталь, принцип работы которой заключается в плавном опускании в нижнюю часть корпуса, находясь при этом в перпендикулярном расположении относительно оси трубопровода. Клин плотно прилегает к двум боковым седлам и прерывает движение рабочего вещества.Такая конструкция имеет ряд недостатков, среди них можно выделить:
    1. опасность заклинивания;
    2. трудности при поднятии клина в результате резких перепадов температур рабочего вещества;
    3. сложную подгонку к сёдлам.
  • Двухдискового клина, состоящего из двух элементов, подвижно скреплённых между собой под углом друг к другу. Двухдисковый клиновой затвор является более совершенной конструкцией, чем жёсткий клин.Внутреннее строениеЕго принцип работы заключается в следующем: при закрытии задвижки диски поворачиваются относительно друг друга и плотно прижимаются к сёдлам, при открывании диски отходят от сёдел и освобождают отверстия для прохода рабочего вещества.Он обеспечивает высокую герметичность запорного органа, снижает риск заклинивания, требует меньшего усилия для закрытия. Его уплотнительные поверхности менее подвержены износу.
  • Упругого запирающего органа. Конструктивно схож с двухдисковым клином, с одним отличием — его диски связаны между собой с помощью упругого элемента.Преимущества его принципа работы – это способность гнуться под напором рабочей среды и обеспечивать более плотную взаимосвязь с плоскостями уплотнительного материала при закрытии задвижки.Запорные устройства с обрезиненным клином имеют низкий крутящий момент при управлении и гладкий полный проход, благодаря чему в них не возникает сильного трения и большого износа запорных элементов.

Задвижка с электроприводом

Задвижка, оснащённая электроприводом, относится к более современным запорным устройствам, которые с успехом применяются для работы в технологических трубопроводах промышленного назначения и в жилищно-коммунальном хозяйстве. Электрический привод отвечает за своевременное закрытие и открытие запора, удерживание его в промежуточном положении, если того требует технология, а также осуществляет автоматическое отключение задвижки в момент аварий.

Подробности об устройстве и работе электропривода на задвижке на примере серии УРПС БИРС 13. NL смотрите на видео.

Приводной механизм соединяется со шпинделем задвижки с помощью специальной втулки и состоит из электрического двигателя и редуктора.

Принцип его работы заключается в следующем: при поступлении управляющих сигналов двигатель оказывает воздействие через передаточный механизм на шпиндель, который в свою очередь открывает/ закрывает затвор или отставляет его в промежуточном положении.

Шиберная регулирующая задвижка

В оснащение современных электроприводов также входят концевые выключатели и муфта ограничения крутящего момента. Они выполняют отключение питания электродвигателя в момент достижения затворным органом крайних положений или при возникновении усилия, воздействующего на шток, выше установленного значения.

Возможность ограничить крутящий момент при заклинивании или засорении затвора позволяет предотвратить выход из строя задвижки и привода.

Благодаря такому принципу работы на крупных магистралях можно создать единый пункт управления всеми задвижками, оснащёнными электроприводом. Данный способ управления запорным органом очень эффективен, поскольку является надежным и имеет долгий срок службы.

Внимание! Для отключения в случае неисправности электропривода или возникновения других внештатных ситуаций задвижка укомплектована ручным дублёром — маховиком.

Чаще всего задвижку с электроприводом можно найти на водопроводе. Где именно устанавливается такая система? Это может быть что угодно. К примеру, шиберный кран ВВ32 монтируется в:

  • Насосы.
  • Системы канализации.
  • Смесители.
    задвижка шиберная фланцевая

Если говорить о запорном устройстве ДУ100, то его можно встретить в трубопроводе для питьевой воды, а также стоковых конструкциях. Для того чтобы наблюдать за процессом работы, имеется шкаф с системой контроля. Если есть необходимость контролировать работу погружного насоса, то применяется реечный шибер с электроприводом. Это необходимо, чтобы сигналы поступали точные и понятные.

Задвижка шиберная ORBINOX EX-02 Ду50 Ру10 D/A-M с пневмоприводом

Если требуется контролировать подачу воды, то нужно выстраивать такую же систему. Для этого необходимо монтировать дистанционную колонку. Она может вести процесс управления потоками рабочей среды. Есть модель задвижки 30с941нж, которая необходима для пожаротушения или орошения. Основная задача в том, что первоначальные установки не меняются.

Двунаправленная полнопроходная задвижка c электрическим приводом и выдвижным штоком.

Соединение “А” для установки привода

Размеры фланцев и отверстий: по ISO 7005-2 (EN 1092-2: 1997, DIN 2501)

Полное наименование: Задвижка AVK ножевая шиберная с электроприводом AUMA тип 702/70.

Тип присоединения: Фланцевое по ISO 7005-2.

Тип привода: Электропривод AUMA norm (380B-3-50, t=-40 80, IP 68).

Материал корпуса: Серый чугун GG-25 по DIN.

Температура рабочей среды: до 70 С.

Рабочая среда: Вода, сточные воды

Пневмопривод

Шиберная задвижка чугунная, стальная и прочие имеют разные принципы работы. Но стоит отметить, что существует и система с пневмоприводом. Иногда требуется такая установка, которая полностью исключит контакт рабочей массы и механизма привода. Если рассматривать и принцип действия, есть еще небольшое распределение:

  1. Струйные.
  2. Поршневые.

В составе этой части имеется реактивная турбина. Чтобы работа задвижки происходила полноценно, нужно организовать следующие условия:

  • Необратимость движения.
  • Легкий ход независимо от имеющегося давления.
  • Активный реверс приводного вала.
  • Дополнительных уплотнителей не нужно.

Самый большой плюс в том, что пневмопривод имеет систему управления на расстоянии. Без таких установок сегодня сложно представить процесс работы любого трубопровода. Перед тем как сделать выбор, каждый человек старается понять технические основы любой установки. Именно в такой ситуации не будет возникать проблем с потоками внутри.

Работа клиновой задвижки

Несложно понять, что шиберная задвижка имеет единый принцип – перекрытие потока на основе затворного элемента. Он должен ходить перпендикулярно потокам рабочей массы. Их встречают часто, при этом область применения разнообразная. Почему так происходит? Основой выступают различные положительные стороны.

Существует множество конструктивных типов запорных устройств, обеспечивающих плавное перекрытие потока. Что касается задвижек, то их принцип работы на трубопроводе основан на перпендикулярном перемещении запирающего или регулирующего органа относительно оси потока содержимого в системе вещества.

Конструктивно задвижка представляет собой цельный литой или сварной корпус, который удерживает во внутренней полости определённую часть рабочей среды.

Для присоединения к процессу он оснащается входным и выходным патрубками с концами под монтаж фланцев, муфт, для цапковых или штуцерных соединений, а также под приварку.

Корпусные детали изготавливаются из чугуна, разных марок стали или цветных металлов, покрываются для защиты от коррозии со всех сторон эпоксидным покрытием.

Внимание!Чугунные устройства

31ч6бр могут использоваться как для запирания, так и для регулирования расхода, движущегося на достаточно большой скорости потока среды, стальные изделия имеют запирающий орган, который может находиться только в крайних положениях «закрыто» – «открыто», применяются для отсекания потока.

Внутри корпуса размещается затвор, состоящий из подвижных и неподвижных элементов (2-х кольцевых сёдел), которые в совокупности образуют площадь проточной части и плотное соединение всех деталей, препятствующее протеканию рабочего вещества.

В основном запорный орган имеет вид:

  • клина;
  • прямоугольной пластины (шибера);
  • диска (одного или двух).

В момент перекрытия прохода усиливается давление среды, воздействующее с одной стороны на затворный узел с довольно значительной силой, которая затем передаётся на уплотнительные плоскости сёдел и затвора.

Чтобы снизить негативное влияние этого воздействия для передачи крутящего момента от привода или маховика к запорному органу используется вращающийся вал (шпиндель), который ввинчивается одним концом в ходовую гайку, закреплённую вверху запирающего органа, а другим жёстко соединяется с маховиком.

Наличие такой системы, функционирующей по принципу работы соединений «винт» — «гайка», обеспечивает передачу большего усилия и герметичность перекрытия потока рабочей среды, а также препятствует самопроизвольному перемещению затвора в момент отключения привода.

Для герметизации отверстия в месте выдвижения шпинделя из корпуса во внешнюю среду используется специальный уплотнитель, работающий по принципу сальника или сильфона.

Для управления устройствами небольшого диаметра до ДУ 200 мм используют маховик, в изделиях с большими условными проходами шпинделю нужно сделать очень много поворотов прежде, чем произойдёт подъём и опускание затвора.

Вручную это сделать трудно, поэтому для таких изделий применяются редукторные приводы или гидроприводы. При необходимости в дистанционном управлении задвижки оснащаются электроприводами.

Допустимая величина пропуска среды при закрытом затворе должна соответствовать нормам, установленным ГОСТом 9544-75.

Шиберные задвижки обладают способностью пропускать большие объёмы рабочих материалов, а также осуществлять фильтрацию, измельчение проходящих через них примесей и дозирование полезных компонентов.

Исходя из этих возможностей и особенностей принципа работы входящих в их конструкцию узлов, изделия широко применяются в системах отвода канализационных вод, в технологических трубопроводах химических, нефтегазодобывающих, строительных, целлюлозно-бумажных, горнодобывающих производств.

Шиберные задвижки типа ЗМС используются для перекрытия напорных линий в оборудовании фонтанного, устьевого и нагнетательного типа, манифольда буровых установок.

Внимание! Шиберные задвижки всегда устанавливаются в вертикальном положении, так чтобы ножевые пластины располагались перпендикулярно ходу рабочего потока.

Металлический шибер представляет собой плиту или острую отполированную и заточенную пластину, имеющую форму ножа или гильотины. На его острых концах установлены крепкие уплотнители (металлические или синтетические), повышающие износостойкость основной рабочей детали, особенно при функционировании в агрессивных средах с большим количеством крупных гранул и примесей.

При производстве уплотнителей используют синтетические материалы, стойкие к химическим воздействиям и перепадам температур:

  • нитриловую резину;
  • этиленпропилендиеновый каучук;
  • эластомеры для горячих сред;
  • кремнийорганическую резину.

Задвижки шиберного типа имеют простой и одновременно надёжный принцип работы. Он заключается в передачи усилия от воздействия ручного, автоматизированного или механического механизма управления на шток или шпиндель, который в свою очередь приводит в движение шиберный элемент для полного или частичного перекрытия проходного отверстия.

Наглядно принцип работы шиберной задвижки показан на видео.

При этом шпиндель может иметь выдвижную и невыдвижную конструкцию. Герметичность выдвижного штока обеспечивается сальником, изготовленным из синтетических хлопчатобумажных волокон, графита и др.

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 “Межгосударственная система стандартизации. Основные положения” и ГОСТ 1.2-2015 “Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила, рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены”Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом “Научно-производственная фирма “Центральное конструкторское бюро арматуростроения” (АО “НПФ “ЦКБА”) и Обществом с ограниченной ответственностью “Научно-исследовательский институт транспорта нефти и нефтепродуктов Транснефть” (ООО “НИИ Транснефть”)

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 523 “Техника и технологии добычи и переработки нефти и газа”

Краткое наименование страны по
МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по
МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Грузия

GE

Грузстандарт

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 ноября 2016 г. N 1818-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33852-2016 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 августа 2017 г.

5 Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений международного стандарта ISO 14313:2007* “Нефтяная и газовая промышленность. Системы трубопроводного транспорта. Арматура трубопроводная” (“Petroleum and natural gas industries – Pipeline transportation systems – Pipeline valves”, NEQ).

6 Стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р 55020-2012 при участии Межгосударственного технического комитета по стандартизации МТК 259 “Трубопроводная арматура и сильфоны”

Преимущества шиберных задвижек

Перед выбором затворного устройства стоит понимать преимущества:

  • При открытии не идет большое сопротивление потокам рабочей массы.
  • Не меняется направление потока.
  • Агрегат работает даже в среде повышенной вязкости.
  • При установке не возникает проблем.
    задвижка для дымохода

Шиберные задвижки имеют свои характерные черты, по которым они и выделяются. При этом в зависимости от вида выпускаемой вариации есть свои особенности и процесс работы.

Шиберные задвижки, составляющие заметную часть ассортимента многих производителей трубопроводной арматуры, обладают целым рядом преимуществ, наиболее значимые из которых приведены ниже в виде коротких тезисов.

  • Шиберные задвижки отличаются малой строительной длиной, например, по сравнению с кранами.
  • Устройство шиберной задвижки – относительно простое, что с одной стороны предопределяет легкость ее установки (скажем, возможность замены без врезания в трубопровод) и удобство эксплуатации, а с другой – надежность.
  • Показатели надежности в значительной степени зависят от параметров рабочей среды ─ ее агрессивности, температуры, концентрации механических примесей.
  • Шиберные задвижки ─ оборудование неприхотливое и не капризное, их обслуживание и ремонт не потребуют очень высокой квалификации персонала.
  • Шиберные задвижки от лучших производителей, использующих при их изготовлении качественные комплектующие и современные материалы, обладают такими важными свойствами как долговечность, стойкость к износу и воздействию агрессивных сред.
  • Срок службы шиберных задвижек может измеряться тремя и более десятилетиями, определяясь сроком службы корпуса. У других комплектующих он меньше, но также весьма внушителен. Например, у резинотехнических изделий – не менее 5 лет. Столько же составляет средний срок службы между капитальными ремонтами шиберной задвижки.
  • Отсутствие застойных зон и способность к самоочистке позволяют не задумываться о шлаках и грязи.
  • Важный параметр ─ минимальное гидравлическое сопротивление среды. Например, у шиберных задвижек производства компании АРМАТЭК коэффициент гидравлического сопротивления составляет не более 0,3 при полностью открытом ноже.
  • Шиберные задвижки обладают уникальными техническими возможностями, включая быстродействие и высокую герметичность. В т. ч. герметичность самого высокого класса А по «ГОСТ Р 54808-2011. Арматура трубопроводная. Нормы герметичности затворов».

Три изделия

 Технические параметры и широкий диапазон функциональных возможностей ─ исчерпывающий все потребности спектр размеров, значений давления и температуры ─ делают шиберные задвижки поистине универсальной трубопроводной арматурой, востребованной в самых разных областях технологий.

Применение шиберных задвижек

Особенности конструкции шиберных задвижек делают их присутствие особенно уместным в трубопроводных системах, обеспечивающих перемещение сложных рабочих сред. Например, сред, отличающихся высоким содержанием механических включений, обладающих повышенной вязкостью, пульпообразных (пульпа образуется при смешивании твердых частиц и жидкости) и даже сыпучих.

Перечень технологических процессов, для которых имеет принципиальное значение свойственное шиберным задвижкам умение управляться с абсолютно неприемлемыми для многих других разновидностей трубопроводной арматуры материалами, очень широк.

  • Горнодобывающая промышленность

Важнейший сегмент горной отрасли – обогащение полезных ископаемых. По мере истощения запасов рудного и нерудного сырья и снижения в его составе доли полезных компонентов, значение обогащения только увеличивается. Шиберные задвижки широко используются в технологических установках обогатительных фабрик для обеспечения эффективности процессов транспортировки, промывки, химической обработки, дозирования сырья, классификации и подготовки пульп, отвода фильтрата и многих других операций.

  • Нефтегазодобывающая промышленность

Наряду с горнодобывающей отраслью становой хребет российской экономики составляет нефтегазовая промышленность.

Шиберные задвижки входят в состав фонтанной арматуры, используемой при добыче углеводородов. Шиберные задвижки также устанавливают на магистральных нефтепроводах, где они служат гарантом немедленного перекрытия потока сырой нефти. Есть даже специальный нормативный документ ─ «ГОСТ 55020-2012. Арматура трубопроводная. Задвижки шиберные для магистральных нефтепроводов. Общие технические условия».

  • Химическая промышленность

Шиберные задвижки монтируют на производственно-технологических линиях, обеспечивающих выпуск широкого спектра химической продукции – аммиака, ароматических углеводородов, жидкого стекла, мастик, минеральных удобрений, парафинов, растворителей, кислот и др.

  • Производство строительных материалов

Шиберными задвижками комплектуют установки для промывки песка, изготовления сыпучих и гранулированных материалов ─ гипса, доломита, извести, мела.

В разрезе

Шиберные задвижки широко используют в оборудовании для производства цемента.

  • Электроэнергетика и коммунальное хозяйство

Шиберные задвижки применяют в электроэнергетике, включая такой ответственный сегмент этой отрасли как атомная энергетика. В частности, шиберные задвижки производства компании АРМАТЭК поставлены на Ростовскую АЭС.

Шиберные задвижки устанавливают городские водоканалы на водопроводных и канализационных сетях. Они чрезвычайно эффективны при комплектации оборудования, обеспечивающего транспортировку производственных и коммунальных стоков к местам переработки.

Шиберные задвижки с успехом применяют в целом ряде не перечисленных выше отраслей ─ пищевой, целлюлозно-бумажной, деревообрабатывающей, металлургической, текстильной. А также в сельском хозяйстве, на очистных сооружениях и во многих иных направлениях технологий.

Настоящий стандарт распространяется на задвижки шиберные (далее – задвижки) номинальных диаметров от DN 100 до DN 1200 на номинальное давление от PN 1,6 МПа до PN 12,5 МПа (от 16 до 125 бар), предназначенные для герметичного перекрытия потока рабочей среды в трубопроводах на объектах магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что шиберные задвижки имеют самые различные модели и зону применения. Сфера использования:

  • Химическая отрасль.
  • Нефте- и газодобывающая промышленность.
  • Изготовление стройматериалов.
  • Коммунальное хозяйство.
  • Горнодобывающая промышленность.
  • Электроэнергия и прочие.
    шиберная задвижка

Помимо этого, в процессе происходит измельчение больших частиц, что позволяет пропускать через такой провод самые различные рабочие массы. Часто такие затворные сооружения находятся на химическом производстве. Отдавая предпочтение этой системе, пользователь должен знать, что лучше заказывать установку у проверенного производителя.

О чем не стоит забывать?

Основное, что важно отмечать у этой установки – это полное перекрытие в процессе закрытия. Когда выбирается параллельное уплотнение, то защита фиксируется по обе стороны на одинаковом расстоянии. При этом задвижка может располагаться как в вертикальном, так и в горизонтальном положении. Сама крышка может принимать любое положение, быть закрытой или открытой.

Чтобы рабочая масса не выходила из трубопровода, применяют сальники. Они считаются уплотнителями и выполняют именно такую функцию. И у этого агрегата область применения большая, но мастера считают, что, несмотря на это, не всегда задвижка шиберная фланцевая справляется со своей задачей в полном объеме.

Перед покупкой принимают решение в зависимости от того, что будет проходить по трубе. Материалы бывают любые. Если они способны показывать агрессию, то нужно делать выбор в сторону нержавеющей стали. Часто возникает проблема: при промывании простой водой идет утечка. Но это не показатель плохой герметизации, потому что при контакте с более плотными веществами этого не будет происходить.

По мнению специалистов, частая среда применения такой установки – это перекрытие потока цемента или любого другого сыпучего составляющего в промышленных масштабах. Именно такой метод использования является показательным и часто встречающимся. Но это не единственное, что проходит через такие трубы с данной заслонкой.

Сегодня можно найти много информации об этом устройстве в ГОСТе. Такой механизм не просто перекрывает течение, но и вполне может задерживать большие частицы. В зависимости от этого происходит расширение основного назначения такой установки.

Приложение Д (обязательное). Нормативные нагрузки от трубопровода на патрубки задвижек

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие межгосударственные стандарты:ГОСТ 2.610-2006 Единая система конструкторской документации. Правила выполнения эксплуатационных документовГОСТ 9.014-78 Единая система защиты от коррозии и старения. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требованияГОСТ 9.

301-86 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Общие требованияГОСТ 9.302-88 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Методы контроляГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда.

Пожарная безопасность. Общие требованияГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоныГОСТ 12.1.007-76 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасностиГОСТ 12.1.010-76 Система стандартов безопасности труда.

Взрывобезопасность. Общие требованияГОСТ 12.2.007.0-75 Система стандартов безопасности труда. Изделия электротехнические. Общие требования безопасностиГОСТ 12.2.063-2015 Арматура трубопроводная. Общие требования безопасностиГОСТ 12.3.009-76 Система стандартов безопасности труда. Работы погрузочно-разгрузочные.

Общие требования безопасностиГОСТ 15.001-88 Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения*________________* В Российской Федерации действует ГОСТ Р 15.201-2000 “Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения.

Порядок разработки и постановки продукции на производство”.ГОСТ 15.309-98 Система разработки и постановки продукции на производство. Испытания и приемка выпускаемой продукции. Основные положенияГОСТ 27.002-89 Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения ГОСТ 27.301-95 Надежность в технике.

Расчет надежности. Основные положения ГОСТ 263-75 Резина. Метод определения твердости по Шору А ГОСТ 305-2013 Топливо дизельное. Технические условияГОСТ 411-77 Резина и клей. Методы определения прочности связи с металлом при отслаивании ГОСТ 1012-2013 Бензины авиационные. Технические условия ГОСТ 1497-84 (ИСО 6892-84) Металлы.

Методы испытаний на растяжение ГОСТ 1667-68 Топливо моторное для среднеоборотных и малооборотных дизелей. Технические условияГОСТ 1778-70 (ИСО 4697-79) Сталь. Металлографические методы определения неметаллических включенийГОСТ 2999-75 Металлы и сплавы. Метод измерения твердости по Виккерсу ГОСТ 4666-2015 Арматура трубопроводная.

Требования к маркировке ГОСТ 5639-82 Стали и сплавы. Методы выявления и определения величины зерна ГОСТ 5640-68 Сталь. Металлографический метод оценки микроструктуры листов и ленты ГОСТ 5762-2002 Арматура трубопроводная промышленная. Задвижки на номинальное давление не более PN 250. Общие технические условияГОСТ 6996-66 (ИСО 4136-89, ИСО 5173-81, ИСО 5177-81) Сварные соединения.

Методы определения механических свойствГОСТ 7512-82 Контроль неразрушающий. Соединения сварные. Радиографический метод ГОСТ 8233-56 Сталь. Эталоны микроструктурыГОСТ 8479-70 Поковки из конструкционной углеродистой и легированной стали. Общие технические условияГОСТ 8731-74 Трубы стальные бесшовные горячедеформированные.

Технические требования ГОСТ 8732-78 Трубы стальные бесшовные горячедеформированные. Сортамент ГОСТ 9012-59 (ИСО 410-82, ИСО 6506-81) Металлы. Метод измерения твердости по БринеллюГОСТ 9013-59 (ИСО 6508-86) Металлы. Метод измерения твердости по Роквеллу ГОСТ 9450-76 Измерение микротвердости вдавливанием алмазных наконечников ГОСТ 9454-78 Металлы.

Черный вентиль

Метод испытания на ударный изгиб при пониженных, комнатной и повышенных температурахГОСТ 9544-2015 Арматура трубопроводная. Нормы герметичности затворов ГОСТ 10227-2013 Топлива для реактивных двигателей. Технические условия ГОСТ 10354-82 Пленка полиэтиленовая. Технические условияГОСТ 10433-75 Топливо нефтяное для газотурбинных установок.

Технические условия ГОСТ 10692-80 Трубы стальные, чугунные и соединительные части к ним. Приемка, маркировка, упаковка, транспортирование и хранениеГОСТ 10877-76 Масло консервационное К-17. Технические условия ГОСТ 12971-67 Таблички прямоугольные для машин и приборов. Размеры ГОСТ 14192-96 Маркировка грузовГОСТ 14782-86 Контроль неразрушающий.

Соединения сварные. Методы ультразвуковые* ________________* В Российской Федерации действует ГОСТ Р 55724-2013 “Контроль неразрушающий. Соединения сварные. Методы ультразвуковые”.ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней средыГОСТ 16118-70 Пружины винтовые цилиндрические сжатия и растяжения из стали круглого сечения.

Технические условияГОСТ 16350-80 Климат СССР. Районирование и статистические параметры климатических факторов для технических целейГОСТ 16504-81 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определенияГОСТ 18322-78 Система технического обслуживания и ремонта техники.

Термины и определения ГОСТ 18442-80 Контроль неразрушающий. Капиллярные методы. Общие требования ГОСТ 21105-87 Контроль неразрушающий. Магнитопорошковый методГОСТ 21120-75 Прутки и заготовки круглого и прямоугольного сечения. Методы ультразвуковой дефектоскопииГОСТ 21752-76 Система “Человек-машина”.

Маховики управления и штурвалы. Общие эргономические требованияГОСТ 22727-88 Прокат листовой. Методы ультразвукового контроля ГОСТ 23170-78 Упаковка для изделий машиностроения. Общие требования ГОСТ 23304-78 Болты, шпильки, гайки и шайбы для фланцевых соединений атомных энергетических установок. Технические требования. Приемка.

Методы испытаний. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранениеГОСТ 23354-78 Соединения трубопроводов резьбовые. Кольца врезающиеся. Конструкция ГОСТ 24054-80 Изделия машиностроения и приборостроения. Методы испытаний на герметичность. Общие требованияГОСТ 24297-2013 Верификация закупленной продукции.

Организация проведения и методы контроляГОСТ 24507-80 Контроль неразрушающий. Поковки из черных и цветных металлов. Методы ультразвуковой дефектоскопииГОСТ 24642-81 Основные нормы взаимозаменяемости. Допуски формы и расположения поверхностей. Основные термины и определения*________________* В Российской Федерации действует ГОСТ Р 53442-2015 “Основные нормы взаимозаменяемости.

Характеристики изделий геометрические. Установление геометрических допусков. Допуски формы, ориентации, месторасположения и биения”.ГОСТ 24856-2014 Арматура трубопроводная. Термины и определенияГОСТ 25054-81 Поковки из коррозионно-стойких сталей и сплавов. Общие технические условия ГОСТ 25573-82 Стропы грузовые канатные для строительства.

Технические условия ГОСТ 26304-84 Арматура промышленная трубопроводная для экспорта. Общие технические условияГОСТ 30546.1-98 Общие требования к машинам, приборам и другим техническим изделиям и методы расчета их сложных конструкций в части сейсмостойкостиГОСТ 30852.0-2002 (МЭК 60079-0:1998) Электрооборудование взрывозащищенное. Часть 0.

2013) Материалы лакокрасочные. Определение адгезии методом решетчатого надрезаГОСТ 31993-2013 (ISO 2808:2007) Материалы лакокрасочные. Определение толщины покрытия ГОСТ 32702.2-2014 (ISO 16276:2007) Материалы лакокрасочные. Определение адгезии методом Х-образного надрезаГОСТ 32299-2013 (ISO 4624:2002) Материалы лакокрасочные.

Определение адгезии методом отрываГОСТ 33257-2015 Арматура трубопроводная. Методы контроля и испытанийГОСТ 33258-2015 Арматура трубопроводная. Наплавка и контроль качества наплавленных поверхностей. Технические требованияГОСТ 33259-2015 Фланцы арматуры, соединительных частей и трубопроводов на номинальное давление до PN 250.

Конструкция, размеры и общие технические требованияГОСТ 33260-2015 Арматура трубопроводная. Металлы, применяемые в арматуростроении. Основные требования к выбору материаловПримечание – При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю “Национальные стандарты”, который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя “Национальные стандарты” за текущий год.

Приложение В(обязательное)

Нормативные значения показателей надежности и показателей безопасности задвижек приведены в таблице В.1

Таблица В.1 – Нормативные значения показателей надежности и показателей безопасности

Наименование показателя

Значение показателя

Полный срок службы, лет

50

Полный ресурс, циклов

Не менее 3000

Назначенный срок службы, лет

30

Назначенный ресурс, циклов

1500

Назначенный срок службы выемных частей, лет

15

Назначенный ресурс выемных частей, циклов

750

Вероятность безотказной работы в течение полного ресурса, не менее

0,99

Вероятность безотказной работы по критическому отказу “невыполнение функции “закрытие” в течение назначенного ресурса, не менее

0,999

Коэффициент оперативной готовности, не менее

0,999999

Примечание – Номенклатура и количественные значения показателей могут уточняться по согласованию с заказчиком.

Обозначение шиберных задвижек

3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 24856, ГОСТ 16504, ГОСТ 18322, ГОСТ 24054, ГОСТ 24642*, ГОСТ 27.002, а также следующий термин с соответствующим определением:________________* В Российской Федерации действует ГОСТ Р 53442-2009. основной металл: Металл подвергающихся сварке соединяемых частей задвижки.

3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:АКП – антикоррозионное покрытие;ЗИП – запасные части, инструменты и принадлежности;КД – конструкторская документация; ЛКМ – лакокрасочные материалы;НД – нормативная документация; ННЭ – нарушение нормальной эксплуатации;НЭ – нормальная эксплуатация;

DN – номинальный диаметр;

Красный вентиль

D – наружный диаметр трубопровода;

L – строительная длина;n – коэффициент запаса устойчивости;

PN – номинальное давление;

P- пробное давление; – максимальный перепад давления на затворе при открытии;

R – минимальное значение предела текучести при остаточном удлинении 0,2% при расчетной температуре (максимальной рабочей температуре); – коэффициент сопротивления.

«ГОСТ 24856-2014. Арматура трубопроводная. Термины и определения» не рекомендует использовать вместо термина «номинальный диаметр» словосочетания с прилагательным «условный», как то ─ диаметр условного прохода, условный проход, условный диаметр. Тем не менее, и сегодня все прекрасно понимают, что означает сочетание букв «Ду» в словах задвижка шиберная Ду100 (и далее Ду150, Ду200, Ду400, Ду500…).

Приложение Б (рекомендуемое) «Рекомендации по формированию наименования арматуры в документации» к вышеупомянутому ГОСТу рекомендует формировать наименование арматуры по следующей схеме: «тип арматуры ↔ вид арматуры ↔ конструктивная разновидность ↔ DN ↔ PN».

«вид изделия ↔ присоединение к трубопроводу ↔тип исполнительного механизма ↔ номинальное давление рабочей среды ↔ условный проход ↔ климатическое исполнение ↔ конструкция уплотнения ↔ материал корпуса ↔ материал и конструкция шпинделя ↔материал ножа ↔ материал уплотнения».

Как не называй шиберную задвижку, одно очевидно ─ этот конструктивный вариант задвижек обладает большими без преувеличения уникальными возможностями, с успехом проявляя их в самых разных областях промышленности.

4 Классификация

Классификация шиберных задвижек приведена в таблице 1.

Таблица 1 – Классификация шиберных задвижек

Классификационный признак

Исполнение

Место установки

Подземная установка без сооружения колодцев (засыпкой в траншеи)

Надземная установка на открытом воздухе без защитных сооружений от атмосферных воздействий или с применением теплоизолирующих конструкций, а также в помещениях и колодцах

Сейсмостойкость

Не сейсмостойкое, для районов с сейсмичностью до 6 баллов по шкале [1] включительно (С0)

Сейсмостойкое, для районов с сейсмичностью свыше 6 до 9 баллов по шкале [1] включительно (С)

Повышенной сейсмостойкости для районов с сейсмичностью свыше 9 до 10 баллов по шкале [1] включительно (ПС)

Климатическое исполнение по ГОСТ 15150

У1

ХЛ1*

Присоединение к трубопроводу

Под приварку (Св – корпус с концами под приварку или с приваренными катушками)

Фланцевое (Ф)

Комбинированное – фланцевое со стороны одного патрубка и под приварку с другого (К)

Конструкция корпусных деталей

Литая (изготовлены методом литья)

Литосварная (изготовлены методом литья и соединены сваркой)

Штампосварная (изготовлены методом штамповки, ковки или вальцовки обечаек из листового проката и соединены сваркой)

Листовая (изготовлены методом сварки из заготовок, изготовленных из листового проката)

Комбинированная (при изготовлении корпусов и крышек одного изделия разными способами)

Тип привода

С ручным приводом, в том числе с редуктором (РУ)

С электроприводом (ЭП)

* В макроклиматических районах допускается применение задвижек в исполнении УХЛ1.

6 Требования безопасности и охраны окружающей среды

5.1.1 Задвижки должны соответствовать требованиям настоящего стандарта, КД, ТУ, стандартам организаций и требованиям заказчика. Требования заказчика могут уточнять и дополнять отдельные положения, при условии, что характеристики задвижки будут не хуже установленных в настоящем стандарте. Требования заказчика могут быть оформлены в виде опросного листа, приведенного в приложении А.

5.1.2 Номенклатура технических характеристик задвижек приведена в таблице 2 и должна быть указана в ТУ и паспорте.

Таблица 2 – Технические характеристики задвижек

Техническая характеристика

Значение или НД, определяющий параметр

Номинальное давление PN, МПа (бар)

1,6 (16); 2,5 (25); 4 (40); 6,3 (63); 8 (80); 10 (100); 12,5 (125)

Номинальный диаметр DN

100; 150; 200; 250; 300; 350; 400; 500; 600; 700; 800; 1000; 1050; 1200

Пробное давление P

1,5 PN

Максимальный перепад давлений на задвижке в закрытом положении

1,1 PN

Максимальный перепад давлений на задвижке при открытии (), МПа (бар)

1,6 (16); 2,5 (25); 3 (30); 4 (40); 5 (50); 6,3 (63); 7 (70); 8 (80); 10 (100)

Характеристика рабочих сред

Приведены в приложении Б

Температура рабочей среды

Параметры приводных устройств

В соответствии с ТУ и КД

Строительная длина L

По таблицам 6, 7, 8

Коэффициент сопротивления , не более

0,1

Направление подачи рабочей среды

Двухстороннее

Установочное положение

По 10.1

Герметичность затвора при любом перепаде давлений

Класс А по ГОСТ 9544

Типы, присоединительные размеры и размеры уплотнительных поверхностей фланцев корпуса и ответных фланцев

ГОСТ 33259

Масса

По ТУ

Примечание – По требованию заказчика допускается применять фланцы по другим НД или КД. Нестандартные соединения – в соответствии с КД.

Пять изделий

5.1.3 Сочетания основных параметров определяют в соответствии с показателями назначения задвижек и устанавливают в КД.

5.1.4 Исполнение по материалу основных деталей и климатическое исполнение задвижек, рабочие среды и их параметры указывают в КД и ТУ.

5.1.5 При заказе задвижек указывают следующие параметры:- тип задвижки (задвижка шиберная);- номинальный диаметр DN;- номинальное давление PN, МПа;- максимально допустимый перепад рабочего давления на затворе при открытии, МПа;- тип присоединения к трубопроводу (Св, Ф, К);- класс герметичности затвора по ГОСТ 9544 (класс А);

– тип привода (РУ, ЭП);- исполнение по сейсмостойкости (С0, С, ПС);- вид климатического исполнения по ГОСТ 15150 (У1, ХЛ1);- наличие наружного АКП;- место установки (подземная, надземная);- размеры присоединяемой трубы, класс прочности материала трубы, обозначение НД, в соответствии с которым изготавливается труба (для задвижек со сварным соединением и с фланцевым присоединением с ответными фланцами);

– наименование рабочей среды.При необходимости, при заказе указывают дополнительные требования, в том числе:- к наличию теплоизоляции задвижки и обозначению НД, в соответствии с которым должна изготавливаться теплоизоляция;- к наличию кронштейнов для крепления площадок обслуживания;- к цвету наружных поверхностей задвижки;

– к наличию ответных фланцев, крепежа и прокладок;- к конструкции корпусных деталей;- к типу электропривода и его техническим характеристикам;- к наличию узла отбора давления из патрубков задвижки, необходимости наличия защитного корпуса для защиты узла от механических повреждений и несанкционированного доступа, количеству размерам и расположению кабельных вводов в защитном корпусе;

5.1.6 Схема условного обозначения задвижки при заказе приведена на рисунке 1. Дополнительно допускается указывать в обозначении КД на задвижку, материал корпуса и другие характеристики по требованию заказчика.

6.1.1 Требования безопасности – по ГОСТ 12.2.063.

6.1.2 Требования безопасности и охраны окружающей среды обеспечивают:- подбором материалов элементов задвижек с учетом параметров и условий эксплуатации;- проведением расчетов на прочность основных элементов задвижек с учетом сейсмических нагрузок и нагрузок, передаваемых от трубопровода;- герметичностью по отношению к окружающей среде;

– проведением расчетов на сопротивление хрупкому разрушению для возможности опрессовки воздухом давлением 1,1 PN при температуре минус 40°C;- утилизацией деталей, вышедших из строя или отработавших ресурс, специализированными предприятиями по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

6.1.3 Уплотнения разъемных соединений должны обеспечивать содержание вредных веществ возле разъемных соединений задвижек, не превышающих норму для класса опасности 3 по ГОСТ 12.1.007.

6.2.1 В ТУ и РЭ на задвижки приводят перечень отказов и критерии предельных состояний.

6.2.2 В РЭ устанавливают требования, обеспечивающие безопасность при эксплуатации задвижек:- к установке и монтажу задвижек в соответствии с требованиями РЭ;- к входному контролю, эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту, техническому освидетельствованию, к квалификации персонала для допуска к проведению работ.Задвижки должны эксплуатироваться в соответствии с РЭ.

6.2.3 Эксплуатация задвижек без паспорта и РЭ запрещается.При эксплуатации задвижек необходимо проводить техническое обслуживание и ремонты.При эксплуатации должен вестись учет наработки, обеспечивающий контроль достижения назначенных показателей.Эксплуатацию задвижек останавливают при достижении предельного состояния и/или назначенных показателей.Персонал должен иметь инструкцию или другой документ, устанавливающий порядок действий при обнаружении предельного состояния.

6.2.4 Для обеспечения безопасной работы запрещается:- использовать задвижки для работы при параметрах, превышающих указанные в РЭ;- проводить работы по устранению дефектов при наличии избыточного давления среды в корпусе задвижки и подтяжку резьбовых соединений, находящихся под давлением;Примечание – Контроль момента затяжки резьбовых соединений и подтяжка резьбовых соединений, находящихся под давлением, допускается в рамках мониторинга технического состояния и при техническом обслуживании, если это предусмотрено РЭ.

– производить работы, связанные с разборкой разъемных соединений, при наличии давления среды в корпусе задвижки;- опрессовывать задвижку водой при температуре окружающего воздуха ниже 5°C;- использовать задвижки в качестве опор для оборудования и трубопроводов;- использовать задвижки в качестве регулирующих устройств;

– использовать дополнительные рычаги при ручном управлении задвижкой и применять гаечные ключи, большие по размеру, чем необходимые по размерам крепежных деталей;- проводить работы на задвижке с незаземленным электрооборудованием;- применять задвижки вместо заглушек при испытаниях на монтаже, если испытательное давление превышает 1,1 PN задвижки.

С приводом

6.2.5 Уровень шума, создаваемый задвижкой, не должен превышать 85 дБ на расстоянии 1,0 м от корпуса задвижки.Требования к уровню шума не предъявляются в переходных режимах при открытии и закрытии задвижки.

6.2.6 При разборке и сборке задвижки необходимо предохранять уплотнительные и направляющие поверхности от повреждения.

6.2.7 Монтаж, эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт задвижек должны производиться в соответствии с РЭ, ГОСТ 12.1.010, ГОСТ 12.1.004.

6.2.8 Содержание вредных веществ возле разъемных соединений задвижки не должно превышать требований, предъявляемых к классу опасности 3 по ГОСТ 12.1.007. Концентрация вредных веществ, методы и периодичность контроля должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.1.005 для класса опасности III.

6.2.9 Вышедшие из строя и отработавшие свой ресурс детали должны передаваться на утилизацию в специализированные предприятия по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

6.2.10 Лом и отходы, содержащие незагрязненные черные металлы в виде несортированных изделий и кусков, должны складироваться на площадке с твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием.

6.3.1 Требования безопасности при погрузочно-разгрузочных работах – по ГОСТ 12.3.009.

6.3.2 Строповку задвижек выполняют в соответствии со схемой строповки, которая должна быть приведена в КД и РЭ.

6.3.3 В РЭ устанавливают следующие требования, обеспечивающие безопасность при транспортировании и хранении задвижек:- транспортирование и хранение задвижек проводят с учетом всех требований по безопасности, предусмотренных разработчиком задвижек;- по истечении установленного срока хранения задвижки подвергают переконсервации;

в случае планируемого применения по назначению – испытаниям на работоспособность и герметичность;- транспортирование задвижек проводят в соответствии с правилами, действующими на конкретных видах транспорта;- погрузку, разгрузку, транспортирование и складирование задвижек проводит аттестованный персонал с соблюдением требований безопасности при выполнении данных работ.

6.3.4 Материалы и вещества, применяемые для упаковки и консервации, должны быть безопасными для людей и окружающей среды.