Врезка кранов в систему отопления

Зачем на радиаторах краны

Каждый отопительный прибор – это отдельный элемент системы, нуждающийся в настройке и периодическом обслуживании. Если же управлять расходом теплоносителя через батареи в зависимости от потребности в тепле, то можно добиться хороших результатов в плане экономии энергоносителей. То есть, радиаторные вентили и краны для отопления призваны решать такие задачи:

  1. Полное отсечение отопительного прибора от системы.
  2. Ограничение протока теплоносителя через батарею.
  3. Изменение расхода теплоносителя в зависимости от внешних условий.
  4. Спуск воздуха из радиатора и трубопроводной сети.

Есть масса ситуаций, при которых без отключения батареи обойтись сложно. К примеру, исправно работающее централизованное отопление посреди весны, когда на улице уже тепло, а в квартире просто жарко. Другой случай – необходимость снятия отопительного прибора с целью замены, промывки или ремонта. При отсутствии запорной арматуры осуществить любое действие с радиатором становится проблематичным.

Вентили ставят и на батареи в стиле ретро

Ограничение протекающего теплоносителя осуществляется с целью балансировки индивидуального отопления в частном доме или квартире

Неважно, какой тип системы отопления у вас используется, без балансировки с помощью вентилей первые батареи всегда получат большее количество воды, чем последние. Ограничить расход теплоносителя в начале сети и тем самым уравнять все приборы между собой – это задача регулирующей радиаторной арматуры

Автоматическое управление расходом поступающего теплоносителя – это способ сэкономить энергоносители, используемые для обогрева дома. Если каждый кран на батарее отопления станет поддерживать установленную температуру воздуха в помещении, управляя течением воды через радиатор, то в целом система израсходует лишь необходимое количество тепла, не больше. А это немалая экономия.

Ну и проблема выпуска воздуха при заполнении системы или в период эксплуатации тоже решается за счет специальных воздушных кранов, устанавливаемых на все современные радиаторы. Ниже предлагается перечень разновидностей запорно-регулировочной арматуры, перечисленной в том же порядке, что и решаемые ею задачи:

  1. Полуоборотные шаровые краны в прямом и угловом исполнении. Изготавливаются из латуни, бронзы или полипропилена с металлической вставкой.
  2. Балансировочные вентили для радиаторов – прямые и угловые.
  3. Вентили регулировочные с термоголовками (термостатические клапаны).
  4. Спускные воздушные краны – автоматические и ручные.

Для справки. Некоторые домашние умельцы применяют для присоединения отопительных приборов трехходовые смесительные клапаны. Но такое решение неоправданно дорого и на практике используется редко.

Для соединения отопительного трубопровода с батареей широко используются радиаторные краны. Это запорная арматура, позволяющая контролировать расход горячей воды или отключать поврежденный участок магистрали. Также ее задачей являются: сброс теплоносителя и препятствование появлению воздушных пробок.

Обычные краны шарового типа могут находиться только в положении «открыт/закрыт» и не рекомендуются для врезки в систему отопления, в то время как специальные запорные устройства (имеющие похожую конструкцию) позволяют плавно регулировать процесс циркуляции теплоносителя и способствуют более эффективной теплоотдаче.

По сути, такие изделия представляют собой запорно-регулирующие вентили, максимально защищенные от коррозии. Материалом служит латунь (иногда с добавлением свинца) или высококачественный пропилен. В первом случае кран для радиатора крепится на фитинг с резьбой, во втором используется сварка. Сверху металл покрывается защитным слоем из хрома или никеля (методом напыления).

  • На стояках в квартирах с централизованным отоплением, с целью разделения на участки для последовательного ремонта.
  • На байпасах — для переключения насоса.
  • Возле радиатора отопления, для удобного демонтажа и ремонта.
  • В точках возможного скопления воздуха.

В зависимости от способа контроля расхода теплоносителя различают:

  • обычные регулирующие краны для радиатора;
  • устройства с термоголовкой (их еще называют термостатическими);
  • модели с терморегулятором для отопительных батарей.

1. Регулировочные краны.

Они в свою очередь подразделяются на прямые и угловые типы (монтируются в зависимости от подачи теплоносителя). Такое исполнение позволяет регулировать расход исключительно вручную, что не всегда удобно. Краны герметичны, протечек не допускают, а главное — защищают радиаторы отопления от гидравлического удара при заполнении водой.

2. Устройства с терморегулятором.

Контроль над расходом теплоносителя в данном случае осуществляется с помощью:

  • Обычной двухрежимной шаровой запорной арматуры.
  • Конусного вентиля, позволяющего оставлять кран в промежуточном положении. Небольшим недостатком является ручной возврат в исходное состояние и потребность в отслеживании текущего.
  • Автоматического терморегулятора, вмонтированного в отверстие перед радиатором отопления.

Принцип действия кранов основан на изменении проходимости теплоносителя, поступающего в радиатор, в зависимости от температуры в помещении. Их врезка способствует экономии энергоносителей и позволяет создать локальные зоны с нужной теплоотдачей. Краны с терморегулятором устанавливаются в одно- или двухтрубной системе отопления, в первом случае их нельзя монтировать без байпасов.

3. Термостатические радиаторные виды.

Врезка кранов в систему отопления

Для общего понимания немного уточним терминологию. У нас в простонародье кранами называют любое водопроводное устройство, где имеется рукоятка для ручного управления потоком воды. На самом деле технически правильно называть кран запорной арматурой, но не регулирующей. То есть, он предназначен только для перекрывания течения жидкости, а для регулирования ее количества существуют другие устройства – вентили и клапаны. Причем для батарей используются все эти изделия.

На подводящих трубопроводах к отопительным приборам размещают запорно — регулирующую арматуру с целью:

  • отключения батареи в периоды года, когда на улице еще не слишком холодно или по другим причинам;
  • закрывания воды для проведения ревизии и промывки прибора без опорожнения всей сети трубопроводов;
  • ручного или автоматического управления потоком теплоносителя, регулируя его количество в зависимости от температуры в помещении.

Пункт первый списка хорошо иллюстрирует, как установка кранов на батареи связана с энергосбережением. Ситуация, когда система центрального теплоснабжения включена в теплый период не редкость. На улице еще достаточно тепло, а радиаторы уже пышут жаром, в доме духота. При наличии крана проблема решается одним поворотом рукоятки.

То же самое происходит и в частном доме, оборудованном индивидуальным источником тепла. Краны позволяют отключить часть радиаторов в жилых комнатах или временно использующихся технических помещениях, например, в гараже

Не менее важно для экономии и периодическая промывка отопительных приборов. Ведь что происходит: загрязненная изнутри батарея отдает меньше тепла в комнату, а значит, в обратный трубопровод уходит теплоноситель с более высокой температурой

Этот теплоноситель пойдет обогревать жилье ваших соседей, а у вас в квартире будет ощущаться недостаток тепла. Когда речь идет о частном доме, то вода возвращается обратно в котел и потерь никаких нет. Но в помещениях-то становится прохладнее и для получения нужного количества тепла вам придется поднять температуру системы отопления, увеличив расход топлива теплогенератором. Процесс загрязнения коварен, поскольку занимает какое-то время и заметен становится только во время увеличения затрат на обогрев здания.

Применение ручных регулирующих вентилей или автоматических клапанов с термоголовками дает возможность экономить энергоносители во время отопительного периода за счет поддержания необходимой температуры воздуха в помещениях. Ручные вентили для радиаторов позволяют отрегулировать расход теплоносителя при настройке системы, чтобы он не выходил за пределы расчетного.

Как правильно отрегулировать подачу тепла в батареях и выбрать подходящий кран для радиатора, узнаете в статье.

Самый простой способ отрегулировать температуру радиатора – установить на его входе запорный кран, который управляет подачей горячего теплоносителя из системы отопления.

Подключение радиатора отопления. Схемы контура. Врезка батарей. Выбор материалов для центральных и автономных систем. Арматура и фитинги

Рано или поздно любая система отопления будет нуждаться в ремонте или модернизации. Если на определенном участке была заранее установлена запорная и сливная арматура – проблем с этой задачей не возникнет. Однако и в этом случае нужно знать технологию выполнения работ. Как делается правильная врезка в систему отопления: трубы, насосы, схемы, ТЭНы? Сначала рассмотрим случаи, когда она необходима.

Врезка в центральную систему отопления

Установка нового оборудования или замена вышедшего из строя, не должна влиять на работоспособность всей системы. Правильная врезка в действующие внутренние сети трубопроводов отопления осуществляется с минимальным сроком остановки теплоснабжения дома или квартиры.

Эта процедура должна выполняться только с соблюдением следующих правил и рекомендаций:

  • Минимальная утечка теплоносителя. В особенности это касается закрытых систем, работающих под давлением. В таком случае оптимальным вариантом будет врезка в отопление без сварки с применением специальных муфт;
  • Уменьшить простой системы на время выполнения работ. Для этого необходимо заранее предусмотреть наличие всех инструментов и материалов;
  • Сохранение параметров нагрева помещения с учетом нового оборудования для модернизации. Не должно уменьшаться КПД, изменяться температурный режим, если только это не запланировано заранее;
  • Безопасность. В особенности это касается тех случаях, когда выполняется врезка ТЭНа в систему отопления.

Для этого рекомендуется предварительно изучить имеющуюся схему отопления заранее и разработать план по ее модернизации или ремонту. Например, врезка электрокотла в систему отопления выполняется не только по рекомендациям производителя, но и с учетом оптимального месторасположения оборудования. Рассмотрим часто встречающиеся виды работ, которые можно выполнить самостоятельно.

Схема установки насоса в систему отопления

Это устройство предназначено для улучшения циркуляции теплоносителя в системе. Для частных домов чаще всего делается врезка насоса в отопление в том случае, если скорость движения воды в трубах неудовлетворительна. Примечательно, что такая потребность может возникнуть не только для закрытых, но и для открытых систем.

Сначала необходимо определиться с местом установки. Если внимательно ознакомиться с инструкцией по эксплуатации любой модели – нельзя увидеть четких рекомендаций производителя.

Главный вопрос: где делается врезка насоса в систему отопления – до или после котла? Оптимальный температурный режим работы этого устройства обычно составляет 110 град., что дает возможность его монтажа сразу после котла.

Однако необходимо учитывать следующие факторы, напрямую влияющие на эффективность работы насоса:

  • Он должен располагаться в самой низкой точке системы;
  • Температурные колебания теплоносителя минимальны;
  • Участок монтажа рекомендуется выбирать максимально прямолинейным.

Исходя из этих условий, врезка насоса отопления в старую систему выполняется непосредственно перед котлом. Таким образом обеспечивается не только равномерная подача воды в теплообменник котла, но и повышается срок безремонтной службы насоса.

Перед началом работ необходимо понизить уровень нагрева теплоносителя до минимального. Разница в технологии врезки заключается лишь в материале изготовления труб.

Возможные варианты изготовления контура с насосом

Установка насоса рекомендуется не в трубопровод. Лучше всего выполнять параллельный монтаж. Для этого необходимо изготовить б-образную конструкцию из труб, среднюю часть которой будет занимать насос.

Диаметр магистрали должен соответствовать параметрам основной. Обязательно устанавливается запорная арматура для перекрытия теплоносителя. Корректная врезка циркуляционного насоса в систему отопления может выполняться без сварочного аппарата. Для этого необходимо выполнить такие действия:

  • Перекрыть движение теплоносителя на участке монтажа. Если в системе не установлена запорная арматура – в большинстве случаев придется полностью слить воду из труб;
  • Сделать два монтажных отверстия в обратной трубе. Во время врезки насоса в систему отопления следует тщательно проверять размеры;
  • Установить переходные муфты;
  • Подключить уже собранный контур с насосом.

В комплектацию последнего рекомендуется включить обратный клапан. Таким образом врезка любого насоса в отопление не повлияет на направление движения жидкости в трубах.

Седелка для врезки в пластиковые трубы

Для полимерных труб задача упрощается. Это связано с тем, что схема врезки насоса в систему отопления может осуществляться с помощью специальной муфты с фрезой. Даже если на участке работ нет запорной арматуры – воду из трубы сливать не обязательно.

Сделав разметки на участке магистрали, устанавливаются специальные вентили для врезки под давлением. Затем необходимо подключить контур с насосом согласно схеме врезки в систему отопления. С помощью фрезы в основной магистрали делаются отверстия.

Они предназначены для врезки насоса в систему отопления. Предохранительная муфта не дает жидкости вытекать из контура. Но небольшое количество все равно будет просачиваться. Поэтому рекомендуется заранее подготовить сухую ветошь.

После завершения врезки в систему отопления проверяется герметичность стыков, затем можно запускать котел.

Во время монтажа важно обратить внимание на следующие факторы:

  • Правильное расположение насоса относительно направления движения жидкости в трубах. На корпусе устройства есть соответствующие указатели;
  • Циркуляционный насос нельзя устанавливать перевернутым или под неправильным углом.

https://www.youtube.com/watch?v=TbkXywZWD00

Правильное и неправильное расположение насоса

Недостатком седелки является ее относительно высокая стоимость – от 5000 рублей для трубы диаметром 40 мм. Поэтому врезку циркуляционного насоса в систему отопления можно сделать с помощью самодельного переходника. Для этого понадобится обычная муфта с внутренней резьбой и шаровой кран.

Собрав эту конструкцию, муфта устанавливается на обратную трубу отопления. Открыв кран с помощью электродрели, делаются отверстия в магистрали. Затем важно быстро перекрыть запорную арматуру, чтобы предотвратить розлив теплоносителя.

По такой технологии можно осуществить врезку в отопление без сварки для любых типов труб.

Схема врезки электрокотла в систему отопления

Прежде чем осуществить врезку электрокотла в систему отопления необходимо знакомиться с инструкцией по монтажу. Зачастую схема не отличаются от стандартных – исключение составляют лишь ионные котлы, характеризующиеся небольшим размером.

Врезка кранов в систему отопления

Нужно сразу отметить, что незаконная врезка в систему отопления центрального типа любых котлов запрещена. Этого нельзя делать даже при не соответствующем уровне нагрева воды в трубах. В противном случае велика вероятность снижения КПД системы и выхода из строя котла. Добиться соответствующего температурного режима работы отопления можно только в управляющей компании.

Во время врезки электрокотла в автономную систему отопления следует сделать обвязку. Она должна состоять из следующих компонентов:

  • Насос. Если он в котле уже есть – монтаж необязателен;
  • Распределительный клапан и балансировочный кран;
  • Запорная арматура на выходную и обратную трубу;
  • Манометр и термометр.

Новая врезка в трубу существующего отопления должна выполняться только после остановки основного котла. Иначе это может привести к его поломке.

Если электрокотел монтируется как дополнительный источник нагрева воды – следует сначала правильно рассчитать его мощность. Работа прибора должна оптимизировать температурный режим, не нарушая его.

ТЭНы для врезки в радиаторы отопления

Нередко температура в удаленных от котла радиаторах не соответствует оптимальной.

Это может быть связано с неправильно спроектированной системой или не соответствующим температурным режимом работы. Для стабилизации параметров можно сделать врезку в действующие внутренние сети трубопроводов отопления.

В качестве дополнительного нагревательного элемента чаще всего используют электрические ТЭНы.

Врезка кранов в систему отопления

Необходимо применять только специально предназначенные для этого модели. Они монтируются непосредственно в радиатор, так как установка в трубах скажется на их проходной способности. При врезке ТЭНа в систему отопления нужно учитывать такие параметры радиатора:

  • Модель батареи. Монтаж нагревательного элемента возможен лишь в секционные радиаторы. Он выполняется в монтажное отверстие прибора отопления;
  • Радиус и резьбовое соединение. При врезке ТЭНа в отопление учитывается не только его длина, но и монтажные параметры;
  • Мощность. Учитываются параметры основного источника нагрева воды в трубах.

Рекомендуется выбирать модели с регулировочным термостатом. Это даст возможность устанавливать индивидуальный режим нагрева для каждого радиатора в отдельности.

Изготовление и монтаж самодельных нагревательных электрических элементов небезопасно для жизни и здоровья проживающих в доме. Необходимо использовать только сертифицированную заводскую продукцию.

Для установки на батарее предназначаются:

  • запорная арматура для радиаторов (шаровые краны полуоборотные);
  • воздушные спускные клапаны (ручной кран Маевского, автоматические воздухоотводчики);
  • балансировочные вентили для радиаторов;
  • регулировочные вентили, оснащенные термоголовками (клапаны термостатические);
  • краны для слива теплоносителя.

Чтобы определиться, какие краны ставить на радиаторы отопления, необходимо разобраться в принципах действия и предназначении каждого устройства.

Кран Маевского

Это ручной воздушный клапан для радиатора отопления, который позволяет удалять воздушные пробки из батарей. Вместо механического крана Маевского допускается установка автоматического воздухоотводчика, но эти изделия выглядят не так эстетично.

Кран Маевского состоит из полимерного корпуса, в который впаяна шайба с резьбой в сквозном конусообразном отверстии. С внешней стороны в шайбу ввинчивается конус соответствующих размеров, также оснащенный резьбой. Для вкручивания и выкручивания конуса предусмотрено углубление под отвертку или специальный ключ, который входит в комплектацию изделия.

Схематичное изображение крана Маевского

Также на корпусе имеется пластиковая шайба с отверстием, через которое и стравливается воздух. Для этого требуется вставить отвертку или ключ в углубление и повернуть конус на один оборот. Когда из отверстия начинает течь вода, запорный конус ввинчивают до упора обратно.

Врезка в трубопровод системы отопления

Нередко возникает необходимость (или желание) в модернизации или ремонте действующей системы отопления, что наверняка повлечёт за собой врезку в трубопровод дополнительного оборудования. Это могут быть насосы, краны, вентили, патрубки, фильтры и т.д. Здесь приходится рассматривать два фактора, влияющих на технологию монтажа.

Хомут для врезки в трубу.

Существуют определённые принципы, которых следует придерживаться при установке нового оборудования. К ним относятся: минимизация утечки теплоносителя (особенно из закрытых систем), сохранение эксплуатационных показателей системы (температурного режима, КПД), максимальное сокращение времени производства работ (для чего все материалы и инструменты должны быть приготовлены заблаговременно).

Врезаться в стальной трубопровод  можно тремя способами:

  • с помощью газосварки;
  • методом резьбовых соединений и
  • с использованием специального фитинга (седёлки).

Водоотводы разных диаметров.

Первые два способа предполагают освобождение участка трубопровода от теплоносителя. Третий способ применяется в тех случаях, когда слив теплоносителя невозможен или проблематичен (например, в многоквартирных домах придётся вызывать представителя коммунальной службы для временного отключения целого подъезда).

Газосварка – достаточно распространённый способ, когда предполагается врезать элемент, не требующий замены или обслуживания (тройник, крестовину, отводящий патрубок и т.п.). Однако здесь потребуется газосварочное оборудование и специалист, умеющий с этим оборудованием работать. Если вы сам не газосварщик, лучше пригласить профессионала, который сделает качественный сварной шов с соблюдением всех требований пожарной безопасности. Такая врезка в трубу системы отопления – самая надёжная: не зря соединение газопроводов допускается только таким способом.

Водоотвод для стальных труб 1/2.

Резьбовое соединение – хороший вариант для врезки различного рода трубопроводной арматуры, которую при необходимости можно легко демонтировать для замены или ремонта. Здесь тоже потребуется специальный инструмент: «болгарка» или ножовка по металлу (для резки трубы) и плашка соответствующего диаметра (для нарезки резьбы).

Хомут врезной резьбовой.

Врезка в трубопровод под давлением с использованием специального хомута (седёлки) и дрели – заманчивый, но в то же время рискованный способ, требующий опыта и сноровки. Ошибка в действиях (например, поломка сверла) приведёт к разливу большого количества теплоносителя, а то и к потопу с соответствующими последствиями. Разумеется, чем выше напор, тем больше масштаб бедствия. Поэтому нужно сделать всё возможное, чтобы этот напор сбросить до минимума.

Технология работ здесь следующая. Подбирается хомут, соответствующий диаметру трубы. Хомут жёстко фиксируется на трубе с помощью четырёх болтов в том месте, где предполагается сделать врезку. Заранее готовится шаровой кран с наконечником «папа», который будет вкручиваться в резьбовую головку хомута.

Если напор большой, кран лучше вкрутить заранее, чтобы как можно быстрее перекрыть поток выливающейся жидкости. Правда, в этом случае потребуется длинное сверло, да и сам процесс сверления усложнится. Если же напор слабый, кран можно вкрутить позже: больших потерь теплоносителя не произойдёт, а работать будет гораздо легче.

Водоотвод для стальных труб 3/4.

Через резьбовую головку (с краном или без) аккуратно сверлится отверстие в трубопроводе. Как только струя жидкости вырвалась наружу, сверло вынимается, а кран перекрывается. Теперь к резьбовому наконечнику крана можно подсоединить нужный элемент трубопроводной арматуры. В теории, вроде бы, всё понятно.

Врезаться в пластиковый трубопровод системы отопления гораздо проще: здесь такие технологии как газосварка или нарезка резьбы вообще исключаются в силу специфики материала. Поэтому остаётся два варианта: разрезание трубопровода и вставка фитинга на выбранном участке (при отсутствии напора) либо врезка в трубу под давлением.

В полипропиленовый трубопровод фитинг можно впаять с помощью специального паяльника. Врезка в трубу из металлопластика производится с помощью фитинговых тройников (обжимных или компрессионных). В любом случае предварительно вырезается участок трубы нужной длины (труборезом или ножницами), на место которого вставляется фитинг.

Технология врезки под напором такая же, как и для металлической трубы, а вот сложность работы будет меньше: сверлить пластик намного проще.

Нередко возникает необходимость (или желание) в модернизации или ремонте действующей системы отопления, что наверняка повлечёт за собой врезку в трубопровод дополнительного оборудования. Это могут быть насосы, краны, вентили, патрубки, фильтры и т.д.

Здесь приходится рассматривать два фактора, влияющих на технологию монтажа. Во-первых, это материал труб: одно дело, если они стальные, и совсем другое дело, если они пластиковые. Во-вторых, это возможность слива теплоносителя. Если она почему-то не была предусмотрена, ситуация осложнится.

Но даже в этом случае, как показывает практика, выход есть.

Как врезать краны в системе отопления?

При сборке и подключении систем подачи воды либо же ее отведения нередко возникает необходимость соединить трубы без задействования сварки.

Как производится врезка в трубу без сварки при прокладке трубных конструкций, выполненных из разных видов материалов, рассмотрим подробнее.

Способов подключения труб к основной магистрали без задействования сварки существует несколько. Одни из них относят к числу неразъемных, разобрать которые без разрушения трубопровода практически невозможно. Другие представляют собой разъемные сочленения, которые без особого труда демонтируются, а в случае необходимости и собираются повторно.

Врезка кранов в систему отопления

Выбор варианта зависит от того, из какого материала произведена труба.

Соединить трубы без сварки, не имея при этом особых навыков – посильная задача даже для начинающего мастера; нужно лишь строго соблюдать инструкцию монтажа

Весь трубный прокат делится на две основные группы:

  • жесткий – трубы, выполненные из чугуна, меди и стали;
  • гибкий – изделия выполнены из полимерных материалов (полипропилена, металлопластика, полиэтилена).

В основе такого разделения лежит необходимость задействования большей площади зацепления в момент соединения деталей полимерных конструкций. Для сравнения: врезку труб из металла можно выполнить в ограниченных условиях, задействуя минимальную площадь зацепления состыковываемых деталей.

Самый доступный способ сочленения профильных труб – посредством установки крепежных хомутов. С помощью этих нехитрых приспособлений удобно собирать любые типы малогабаритных металлоконструкций, возводя навесы и стеллажи, теплицы и ограждения, козырьки и модульные перегородки.

Применение крепежных хомутов дает возможность обеспечивать соединение элементов трубопровода, стабильность и прочность которого не уступает сварному

Неоспоримым преимуществом задействования крепежей является удобство монтажа и возможность разбирать собранную конструкцию неограниченное число раз.

Для воплощения этого способа потребуется всего три составляющие:

  1. Нарезанный в размер трубный прокат.
  2. Необходимое количество крепежных хомутов.
  3. Гаечный ключ.

Хомуты-крабы могут представлять собой «Х», «Г» и «Т»-образные элементы, с помощью которых удобно состыковывать прямые участки труб, угловые конструкции и одновременно в пределах одного узла соединять до четырех сегментов. В собранном виде они имеют форму квадрата или прямоугольника, стороны которого плотно обхватывают состыковываемые части металлических труб.

Изготавливаются хомуты-крабы из оцинкованного или окрашенного порошковой краской листового металла, имеющего толщину в 1,5 мм

Крепеж крабами не должен вызвать особых сложностей. Вставить нарезанные трубы в хомут и зафиксировать прижимные палки посредством затягивания болтов на системе под силу любому желающему. Но применять этот способ можно только для профильных труб сечением не более 20 х 20 мм, 20 х 40 мм и 40 х 40 мм. К тому же состыковку элементов можно производить только под прямым углом.

Для состыковки и врезки труб используют муфту-переходник, диаметр которой на одну единицу больше, чем сечение состыковываемых элементов конструкции

Крепежи в виде фитингов бывают нескольких видов:

  • Муфты – в местах стыковки на прямых участках.
  • Крестовины и тройники – для установки в местах разветвлений;
  • Колена и повороты – при необходимости изменения направления трубопровода.

С помощью фитингов можно получить неподвижный крепеж, единственным уязвимым местом которого является только подверженность коррозии, которая характерна для заведенных в него торцов состыковываемых элементов . Такая ситуация возникает в результате скопления внутри крепежа конденсата, при условии, что металлические трубы не обработаны антикоррозионным составом.

Выбор оптимального способа врезки зависит от типа устанавливаемых труб и условий их эксплуатации. Подключение можно выполнить под углом в 90 и 45 градусов, расположив их по направлению вертикально вверх или в сторону.

Посредством резьбового соединения собирают безнапорные системы, к примеру, системы водоотведения из стали и чугуна или дымоходы из нержавейки.

Как врезать кран в трубу отопления

Соединения на резьбе устраивают только на участках трубопровода, где есть возможность контролировать надежность состыковки, а в случае надобности не составит труда подтянуть его

В большинстве случаев трубная резьба накатывается на специальном оборудовании. Но при желании эту процедуру можно произвести вручную с помощью режущего инструмента, оснащенного зубцами – плашки. Для этого отрезают заготовку заданной длины, делая запас на припуск для резьбовой части.

Работу выполняют в такой последовательности:

  1. В слесарных тисках укрепляют отрезки труб, исключая тем самым риск прокручивания заготовок.
  2. Чтобы облегчить фиксацию плашки, с наружной части заготовок под углом в 45° снимают фаску.
  3. На зачищенный конец трубы осторожно наживляют плашку, внимательно следя за тем, чтобы не допустить перекоса. В случае обнаружения такового на первых же кругах плашку необходимо снять, заготовку обстучать, а процедуру начать по новой.
  4. Наживленную плашку постепенно накручивают на трубу. После нескольких витков нужно с помощью уровня проверить правильность нарезки.
  5. Выполнив трубную нарезку на необходимую длину, снимают инструмент путем проворачивания его в обратном направлении по готовой резьбе.

Если инструмент в какой-то момент перестал проворачиваться, нужно сделать один оборот в противоположном направлении и удалить с резьбы застрявший кусок стружки, затем продолжить работу. Чтобы упростить работу по созданию соединения на резьбе, торцы заготовок и режущий инструмент рекомендуется смазать машинным маслом.

Резьбовое соединение нуждается в уплотнении, роль которого может выполнить сантехническая подмотка с использованием льняных волокон или ФУМ-ленты

В случае, если приходится производить нарезку в условиях, когда труба близко расположена к стене, довольно сложно осуществить полный оборот инструментом вокруг трубы. Облегчить задачу поможет задействование плашкодержателей. Они оснащены храповыми механизмами.

Прежде чем закручивать резьбовое соединение, важно убедиться, нет ли на торцах труб осевшей стружки или заусениц. Закручивание резьбы следует выполнять с некоторым усилием.

Этот способ соединения выбирают для создания разъемного соединения труб в тех случаях, когда необходимо состыковать элементы без сварки и без резьбы. Фланцы представляют собой плоские кольца с соединительными выступами или без них, в которых предусмотрены отверстия для шпилек и болтов.

Как врезать кран в трубу отопления?

Для создания такого соединения применяют фитинг, именуемый фланцем, который имеет усеченный конус в торцевой части и оснащен резиновой прокладкой

Последовательность сборки узла с фланцевым соединением:

  1. В месте предполагаемой врезки делают срез трубы, выдерживая прямой угол. Фаску на конце трубы делать нет необходимости, достаточно лишь создать максимально ровную линию реза.
  2. На зачищенный от заусениц срез надевают фланец.
  3. Для герметичности соединения вставляют резиновую прокладку таким образом, чтобы она выступала за линию среза на 10 мм.
  4. На прокладку надвигают фланец. Его соединяют с ответной частью, установленной на торец второй состыковываемой трубы, и фиксируют посредством прикручивания болтов.

При закручивании болтов соединительных фланцев важно не перетянуть с тем, чтобы не повредить хрупкие элементы узла.

При состыковке элементов узла надетый на трубу фланец совмещают со второй ответной частью крепежа и скрепляют с помощью прижимных болтов

В свое время трубопроводы в домах и квартирах монтировались с помощью сварки и, конечно, никто не предусматривал установку фитингов для возможного дополнительного подключения. Между тем такая необходимость периодически возникает в связи с различными перепланировками, и чаще всего это касается отопления.

Как врезать кран в трубу отопления?

В настоящее время в арсенале домашних мастеров чаще всего имеются аппараты различных конструкций и предназначений. Подключиться к действующему отоплению можно с их помощью. Горячая сварка труб обладает рядом существенных преимуществ:

  1. Высокая надежность соединений.
  2. Возможность сделать отвод любой конфигурации.
  3. Отсутствие необходимости в дополнительных фитингах и фурнитуре.
  4. Малозаметность сварных швов, благодаря которой не нарушается интерьер помещения.
  5. Возможность соединения труб большого диаметра.

Иногда только при помощи данного метода получается «врезаться» в трубу отопления. Это касается труднодоступных мест, где нельзя использовать приспособления и инструменты. Сварка не требует идеально ровной обработки торцов, небольшие погрешности вполне можно исправить с помощью расплавленного металла. Сваренные трубы не меняют своих качеств и способны выдерживать сильные механические нагрузки.

Правда, имеется и большая «ложка дегтя» – требуется высокая квалификация сварщика. Любительского уровня для получения качественного шва будет явно недостаточно. Кроме того, высокая температура может повредить «подмотку» на старых резьбовых соединениях и стать причиной незапланированного ремонта в помещении. Сварка труб возможна только после частичного или полного слития воды из системы, а само место врезки должно быть предварительно высушено.

Данный способ свободен от большинства недостатков, присущих сварке, но очень трудоемок, а главное – требует полного отключения подачи. Если не углубляться в подробности, то процесс подсоединения к топливной магистрали производится в такой последовательности:

  1. Выбранное для врезки место вручную или с помощью болгарки зачищается от старой краски. При этом обязательно учитывается размер устанавливаемого фитинга вместе с резьбой.
  2. В соответствии с габаритами тройника производится разметка зачищенного места.
  3. На выбранном участке выпиливается часть трубы.
  4. На концах труб магистрали нарезается резьба, шаг которой соответствует устанавливаемому элементу.
  5. Фиксируется фитинг. При этом с одной стороны он накручивается непосредственно на резьбу, а с другой придется использовать переходную муфту и контргайку.

Кран Маевского для чего нужен и как пользоваться

Это небольшое устройство — одна из разновидностей воздухоотводчиков. Воздухоотводчики бывают автоматические и механические. Кран «Маевского» относится к категории механических. То есть сам он ничего не делает, необходимо выполнить некоторые действия, чтобы он сработал. Ставят его для того чтобы можно было легко удалять воздух из батарей. Находится вверху радиатора справа или слева. Там, где есть свободное место для установки.

Внешний вид крана «Маевского»

Часть радиатора, где будет стоять воздухоотводчик, во время монтажа немного приподнимают (выше второго края примерно на 1 см). Тогда весь воздух будет скапливаться в этой части и отводиться полностью.

Сам кран «Маевского» — это небольшая шайба с резьбой, запаянная в пластиковом корпусе. Имеется в ней сквозное конусообразное отверстие ебольшого диаметра. Внутри отверстия почти на всю длину нанесена резьба. С лицевой стороны туда вставляется металлический конус с аналогичной насечкой. Для того чтобы вкручивать/выкручивать его было удобно, на вершине имеется продольная канавка. В нее вставляется специальный ключ (идет в комплекте) или обычная отвертка.

Еще на корпусе есть небольшая пластиковая шайба с отверстием сбоку. Через это отверстие и выходит воздух. Шайба свободно проворачивается и вы можете отверстие направить в ту сторону, в какую вам удобно.

Спускать воздух из батарей с его помощью легко: нужно вставить отвертку в прорезь и провернуть на один оборот

Теперь о том, как спускать воздух из радиатора. Вставляете отвертку в паз, поворачиваете на один оборот влево. Сразу появляется характерный звук: шипит воздух. Постепенно с воздухом начинает выходить и вода. Но не пугайтесь, ее будет немного. Для сбора вполне хватит небольшой емкости или тряпки. Когда вода пошла сплошной струйкой, кран можно закрывать.

Вставляете снова отвертку и поворачиваете, но уже по часовой стрелке. Не бойтесь перепутать направление: резьба достаточно длинная, и один или два оборота ничего не изменят. А вот выкручивать запорный конус полностью лучше не нужно: если давление в системе приличное, вам трудно (или невозможно) будет вернуть его на место.

Как врезать кран в трубу отопления?

Вместо этого устройства можно ставить обычный кран, хоть тот же шаровой, но с точки зрения эстетики он проигрывает

Обратите внимание, что кран «Маевского» неэффективен при установке на чугунные радиаторы. Из-за особой конструкции они требуют установки именно крана: чтобы удалить воздух из верхушек секций приходится сливать приличное количество воды

А с этим небольшим устройством это невозможно.

Есть еще автоматические воздухоотводчики. Обычные модели на радиаторах ставят редко: массивные они, и направлены должны быть вверх. Эти устройства имеет смысл ставить в верхней точке индивидуальной системы отопления, в группе безопасности или перед насосом (если у него нет функции отведения воздуха). Зато есть специальные автоматические радиаторные воздухоотводчики, которые и места занимают немного, и в контроле особом не нуждаются.

Как поставить кран «Маевского» на батарею смотрите в видео.

Элеваторный узел

В многоквартирных домах на входе и выходе из элеваторного узла системы отопления. как правило, монтируют задвижки. В их корпусе имеется два кольца из устойчивой к коррозии стали, которые опоясывают проход для теплоносителя (зеркала). Еще пара зеркал располагается на поверхности задвижки – ее подвижной части.

Как врезать кран в трубу отопления?

Когда заслонка находится в нижнем положении и опускается, она перекрывает движение воды, а вот, если она переходит в верхнее расположение, то выходит за пределы циркулирующего потока. Для закрытия задвижки потребителю нужно вращать штурвал, который приводит в движение шток, имеющий винтовую нарезку.

При меньшем данном параметре рекомендуется использовать современные пробковые вентили, такие как на фото, поскольку задвижки имеют серьезные недостатки:

  • необходимо периодически набивать сальник, даже в том случае, когда задвижкой не пользуются, так как набивка, контактируя с водой, постепенно разрушается;
  • через незначительный период времени щечки начинают зарастать отложениями. Если задвижка простоит несколько лет без использования, ее невозможно будет полностью закрыть;
  • в случае возникновения аварийных ситуаций каждая секунда может оказаться решающей. Если для перекрытия пробкового вентиля потребуется буквально мгновение, то вращать штурвал задвижки придется продолжительное время, даже когда она полностью исправна.

Следует отметить, что пробковые вентили, представляющие собой шар, имеющий канал для воды, окруженный пластиковой оболочкой отличаются:

  • практичностью;
  • долговечностью;
  • надежным удержанием жидкости;
  • отсутствием потребности в обслуживании.

Специалисты-сантехники не рекомендуют приобретать и устанавливать винтовой вентиль на батарею отопления или такие же изделия любого другого типа.

У них есть существенные недостатки конструкционного решения:

  • сальник потребуется набивать периодически, если нет желания мириться с постоянной течью по штоку. Когда заменить вентиль или набить сальник сложно, то для устранения протечки вентиль нужно открыть до отказа с небольшим усилием. Течь прекратится благодаря тому, что резьба на штоке прижмет сальник:
  • резиновые прокладки для элементов отопительных конструкций имеют ограниченный срок годности. Вентиль для радиатора отопления с плоскими латунными клапанами по истечению определенного времени не держат воду по причине появления отложений на клапане и седле. Эти же запорные элементы с клиновидными клапанами из латуни после закрытия их с усилием часто заклинивает в седле;
  • все винтовые вентили устанавливают только по ходу воды. Для ориентировки на корпусе многих изделий изображают указатель – стрелку. Монтаж вентиля против водяного притока непременно завершится тем, что клапан оторвет и тогда воду перекроет намертво.

С работой клапана связана еще одна нежелательная перспектива – возможность гидроудара, если вентиль не полностью закрыт и в потоке воды возникает турбулентность, периодически перекрывающая седло. Гидроудары – это кратковременные скачки давления, в результате которых разрушаются самые слабые участки отопительного контура.

Виды кранов для отопительного оборудования

На сегодняшний день существует несколько видов кранов, предназначенных для радиаторов отопления:

  • Преимуществами регулировочного крана являются то, что он без отключения системы водоснабжения позволяет проводить различные работы с определенной батареейшаровые полнопроходные прямые и угловые из латуни;
  • шаровые полнопроходные из полипропилена;
  • вентили регулировочные;
  • термостатические клапаны с ручным и автоматическим управлением с термоголовкой.

Самым популярным и распространенным видом запорных устройств является шаровой кран, выполненный из латуни или полипропилена. Такие краны состоят из стального шара с выборкой необходимого диаметра для пропускания воды, прикрепленного к штоку.

Вращая шар, осуществляется перекрытие теплоносителя в батарею. При открытии крана выборка в шаре сливается с внутренним проходом батареи, а при закрытии смещается на 90 градусов и перекрывает его.

Вторым по распространенности является стандартный ручной вентиль, который представляет собой конструкцию, где теплоноситель меняет направление течения два раза при прохождении сквозь рабочее сечение седла. Для уменьшения количества жидкости, данное сечение перекрывается конусом или шайбой, имеющей резиновую прокладку, прикрепленную к штоку.

Данная конструкция очень похожа на термостатический клапан, за исключением того, что шток вместе с конусом не вращаются, а просто нажимаются. Нажатие осуществляется с помощью термоголовки или пластмассовой рукоятки, предназначенной для ручного управления.

Как врезать кран в трубу отопления?

Преимуществами регулировочного крана являются то, что он без отключения системы водоснабжения позволяет проводить различные работы с определенной батареей, заполнение системы происходит достаточно мягко и без рывков, герметичность таких клапанов обычно очень высока, выглядят такие перегородки достаточно стиль и органично.

Недостатками таких соединений являются высокие погрешности при регулировке, связано это с тем, что в комплектацию таких кранов не входит регулировочная шкала, так что все осуществляется на глаз.

Плюсами термостатических клапанов с ручным или автоматическим управлением с термоголовкой являются: легкая и быстрая настройка температурных показателей, высокая экономия расхода топлива, связанная с температурными ограничениями. К минусам можно отнести недостаточную герметичность и сложную внутреннюю конструкцию, при выходе из строя таких кранов, необходимо покупать новый.

Также все краны различают по пропускной способности. Первым типом является полнопроходный кран, который пропускает в среднем от 90 % теплоносителя, второй – стандартный, который используется практически во всех квартирах, способен пропускать до 80% жидкости и последний – неполнопроходной кран, способный обеспечивать батарею всего лишь 40 % воды. Чаще всего применяются полнопроходные краны для лучшей эффективности отопления.

В процессе монтажа способом грубой настройки необходимо правильно осуществить выбор диаметра труб, идущих к разводке радиаторов отопления. От количества секций радиаторов зависит температурный режим. Но слаженную регулировку можно сделать при помощи регулировочных кранов.

Есть некоторые тонкости для регулирования отопительной системы:

  • на каждом из радиаторов отопления должны находиться регуляторы точной и плавной регулировки, в этом случае шаровые краны не подойдут;
  • если есть своя котельная, нужно определить наличие самой холодной комнаты и повесить там термостат, в
  • прикручивать краны нужно так, чтобы проток плавно смог уменьшаться.

Конструкция его отличается от привычных для нас кранов, и поэтому при замене можно растеряться. Но ремонтируется он очень быстро: отвернуть гайку, сменить сальник или кран-буксу, установить гайку. Чтобы отремонтировать шаровой кран, нужна специальная подготовка.

Сложности и нюансы работы

В середине находится маленький шарик, его фиксируют с большой надежностью от влияния давления воды специальные резиновые седла. Сам шар полый, именно в этой полости и происходит смешивание горячей и холодной воды. Краны шаровые имеют в своем корпусе ручку регулятора. Фиксация происходит за счет гайки с одной стороны, с другой — за счет болта.

Конструкция шарового крана. Нажмите на фото для увеличения.

Для ремонта шарового крана потребуется несколько инструментов:

  • отвертки;
  • плоскогубцы;
  • ключ-шестигранник;
  • перчатки;
  • б/у запчасти.

Перекрыть запорные сапуны.

Винт посредством раскачивания должен удерживаться на рычаге

Ключом снимается винт и рычаг, с соблюдением осторожности. При резком движении можно сломать его

Ржавая вода, известковый налет оседают на внутренних частях шарового крана под уплотнителем. Применение абразивных чистящих средств будет уместно в данном случае. Очищенные части крана закрываются уплотнителем, который подлежит замене.

Резьба, которая обнаруживается при снятии рычага, начнет прокручиваться по шлицам при помощи отвертки. Находящие рядом шланги повреждаются при несоблюдении осторожности.

Остаточную воду слить в емкость.

Как врезать кран в трубу отопления?

Если шаровый кран дал течь, способ устранения неисправности будет совсем иной, более глубокий. После снятия уплотнителя вытаскивается шар со своего основного места крепления. Крепежи снимаются плоской отверткой, уплотнители заменяются новыми.

Можно продлить срок использования уплотнителей, для данной процедуры нужна специальная смазка.

Сборка выполняется в обратном направлении при соблюдении герметичности уплотнителей.

При обнаружении трещины на корпусе, ослаблении напора воды трещины замазывают водостойким герметиком.

Он наносится дважды тонким слоем, с зачисткой мест смазки после высыхания. Если шаровые краны имеют трещины, нужно готовиться к их замене.

Если обнаружено, что нет напора воды, находим шток, связывающий шар и рычаг в единое целое. Регулирующие движения помогают выставить направление отверстий труб подачи воды.

После проведения процедур надо очистить затвор. Если и это не помогло, заменить старый картридж новым. Он должен подходить по размерам и марке крана.

Кран с регулировочным затвором. Нажмите на фото для увеличения.

Для отопления, как и для водоснабжения, ГВС, иногда используют трехходовые, четырехходовые краны. Этот вид агрегатов относится к запорной арматуре, изготавливается из стали, металла или латуни. Регулировочные затворы находятся сверху устройства. Процесс регулировки проходит за счет сальника сверху или гайки снизу.

Для качества регулировки радиаторов отопления должны быть определенные устройства, способные перемешивать остывшую воду из возвратной трубы в подачу. Здесь произойдет не качественное, а количественное регулирование системы с помощью вентиля, который прослеживает поток воды и ее мощность или перекрывает ее.

Запорно-регулирующая арматура бывает двух видов – клапаны и вентили.

При использовании клапана для биметаллических радиаторов предварительную настройку выполняют вручную, а дальнейшее функционирование системы происходит в автоматическом режиме. Клапан регулируется термостатической головкой, которая считывает показания температуры воздуха в помещении. Если предполагается монтаж батареи в углублении стены, или же рядом расположены тяжелые сложные шторы, для удобства управления клапаном монтируют выносной датчик.

Как правило, батарея подключается с помощью двух запорных устройств. Сверху устанавливают клапан с термоголовкой, а снизу — запорный вентиль для радиатора отопления. Запорный шток вентиля обычно прикрыт специальной заглушкой.

Обратите внимание, что перекрытие крана для нижнего подключения радиаторов отопления выполняют лишь в некоторых ситуациях. В связи с этим шток запорного вентиля всегда поднят на максимальную высоту, а передвинуть его можно только шестигранником..

Подключение радиатора отопления. Схемы контура. Врезка батарей. Выбор материалов для центральных и автономных систем. Арматура и фитинги

Радиаторный кран – это, как правило, устройство шарового типа, обеспечивающее регулировку расхода воды и соединение труб с радиатором. Устанавливается на байпасе, стояках, вверху батареи, в местах скопления воздуха для его стравливания.

Выбрать подходящий кран несложно, достаточно знать несколько нюансов:

  • диаметр труб, к которым он будет подсоединяться (DN, в миллиметрах или дюймах);
  • рабочее давление (PN, в диапазоне 15–40 и выше);
  • вид соединения, наличие резьбы внутри или снаружи, американки.

Выбор должен учитывать назначение арматуры, ее локализацию, свойства среды

Важно также соотношение входа и выхода вентиля в радиаторе, их взаимное расположение.

При выборе следует учитывать характеристики кранов:

  • шаровая запорная арматура, хотя наиболее распространена и доступна по стоимости, не очень эффективна. Она имеет только два режима: закрытие/открытие;
  • конусный вентиль – более приемлемый вариант из-за возможности промежуточного положения. Недостаток: кран необходимо возвращать в начальное положение и постоянно следить за ним;
  • терморегулятор с автоматическим управлением – самый эффективный, надежный, но и намного дороже других. При его монтаже на однотрубную систему должен присутствовать байпас.

Схемы контура

Если в городской квартире схема системы отопления в целом или ее отдельной петли не зависит от наших усилий, то в частном доме контур проектируется с нуля.

Можно выделить две принципиально разных схемы:

  • Однотрубную, представляющую собой единственный розлив по периметру отапливаемого здания. Отопительные приборы врезаются параллельно розливу.

Заметьте: практикуется и последовательная установка батарей; она неудобна тем, что не допускает независимой регулировки приборов.

  • Двухтрубную — независимые подающий и обратный розливы. Каждый радиатор выполняет роль перемычки между ними.

Как врезать кран в трубу отопления

Достоинства однотрубной схемы — дешевизна, простота в монтаже и исключительная отказоустойчивость. Недостатки — значительный разброс температур между первым и последним отопительным прибором, а также проблематичность прокладки по периметру дома при наличии высоких проемов и панорамных окон.

Двухтрубная схема лишена этих недостатков, однако при определенных условиях может создать владельцу куда более серьезные проблемы. Ближние к котлу батареи гасят перепад между розливами, что замедляет циркуляцию в дальних приборах. Именно поэтому двухтрубная система требует обязательной балансировки — дросселирования подводок и регулировки их пропускной способности для выравнивания температур.

Однотрубная и двухтрубная схемы.

Эта проблема изящно обходится в попутной двухтрубной системе — контуре Тихельмана, все петли которого имеют равную протяженность.

Петля Тихельмана.

Врезка радиаторов

Какими могут быть способы подключения радиаторов отопления к розливам и стоякам?

Название Описание Особенности
Боковое одностороннее Подводки соединяются с верхним и нижним коллекторами с одной стороны отопительного прибора При небольшом количестве секций обеспечивает максимальную теплоотдачу. При количестве секций свыше десяти дальний от подводок край радиатора будет остывать. В крайних секциях со временем скапливается ил
Снизу вниз Подводки подключены к обеим пробкам нижнего коллектора Теплоотдача прибора незначительно снижается за счет замедленной циркуляции через верхний коллектор. Радиатор не требует промывки: секции не заиливаются
Диагональное Подводки подключены с верхней пробке с одной стороны радиатора и нижней — с другой стороны Теплоотдача максимальна при любой длине радиатора. Заиливается низ секций со стороны глухой нижней пробки

Движение теплоносителя при разных схемах подключения.

Обратите внимание: в закрытой автономной системе отопления про проблему заиливания батарей можно забыть.Небольшое количество содержащихся в теплоносителе взвесей быстро собирается в грязевике и в дальнейшем проблем не создает.

Соответственно, есть смысл выбирать те типы подключения радиаторов отопления, которые обеспечат максимальную теплоотдачу.

Неправильное подключение радиаторов отопления может привести к сбоям в работе системы ЦО, автономного контура или серьезно уменьшить теплоотдачу прибора.

Какие ошибки можно совершить при монтаже батарей?

  • Врезка вашего радиатора между подающим и обратным стояками на любом этаже, кроме верхнего, заставит мерзнуть ваших соседей по стояку. Теплоноситель будет циркулировать по малому кольцу — через вашу батарею, а вот теплоотдача всех приборов выше импровизированной перемычки резко упадет.
  • Врезка радиатора с любой запорной или дросселирующей арматурой на подводках без перемычки перед кранами или дросселями. В этом случае перекрытый кран у вас остановит циркуляцию во всем стояке.

Перемычка между подводками хорошо видна на фото.

  • Боковое подключение многосекционного радиатора, как уже говорилось, приведет к падению теплоотдачи крайних секций.
  • К падению тепловой мощности относительно номинальной приведет и подключение отопительных радиаторов подводкой заниженного диаметра. Нормой являются труба ДУ15 (1/2 дюйма) при количестве секций до семи и ДУ20 (3/4 дюйма) при большем количестве секций.

Выбор материалов

Выбор труб, батарей и фитингов влияет на эффективность и безопасность работы отопительной системы как минимум не меньше, чем ее схема. Какие материалы стоит предпочесть в разных случаях?

Штатные параметры работы ЦО (4-6 кгс/см2, 40-95 С) вроде бы допускают использование в ней любых современных труб, батарей и фитингов.

Однако практика показывает, что от некоторых их видов лучше отказаться:

  1. Расчетное значение температуры теплоносителя нередко превышается в сильные морозы. При массовых жалобах на холод в квартирах иногда практикуется работа элеваторных узлов без сопла, с заглушенным подсосом. В этом режиме батареи могут нагреваться до 130 — 140 С.
  2. Резкое закрытие любого элемента запорной арматуры вследствие некомпетентности слесаря или поломки приведет к гидроудару с кратковременным повышением давления до 20-25 атмосфер.

Чугунные радиаторы рассчитаны на давление 9 — 15 атмосфер и при гидроударе могут разрушиться.

Именно вероятность нештатных ситуаций накладывает свой отпечаток на выбор оборудования для ЦО.

Для монтажа подводок могут использоваться:

  • Стальная ВГП (водогазопроводная) труба на сварных соединениях;
  • Оцинкованная ВГП труба на резьбах. Сварные швы противопоказаны ее антикоррозионному покрытию: при высоких температурах цинк выгорает;
  • Гофрированная нержавеющая труба на компрессионных фитингах.

Последний вариант привлекателен тем, что легко монтируется своими руками с применением простейшего инструмента — пары разводных ключей. Цена гофрированной трубы при диаметре 1/2 дюйма составляет около 200 рублей за погонный метр.

Разводка отопления выполнена гофрированными трубами Кофулсо.

Радиаторы

В системах ЦО применяются:

  • Конвекторы, представляющие собой виток трубы с оребрением, увеличивающим теплоотдачу;
  • Биметаллические радиаторы. Стальной сердечник делает их стойкими к скачкам давления вплоть до 25 — 40 кгс/см2;
  • В помещениях, в которых эстетика не играет решающей роли, практикуется установка самодельных цельносварных трубчатых радиаторов (регистров). Как правило, подключение стальных радиаторов отопления выполняется черной стальной трубой на сварных соединениях.

Цельносварной регистр.

Арматура и фитинги

Для подключения отопительного прибора к кранам и подводкам последние годы массово используются американки — фитинги с накидной гайкой, позволяющие сделать соединение быстроразъемным.

В качестве регулирующей и запорной арматуры могут использоваться:

  1. Шаровые краны;
  2. Конусные краны (дроссели), позволяющие регулировать теплоотдачу в ручном режиме;
  3. Термостатические клапаны с термоголовками, допускающие автоматическое поддержание заданной температуры воздуха.

На верхних этажах многоквартирных домов и в тех случаях, когда верхний коллектор радиатора является верхней точкой отдельной петли контура, радиаторная пробка комплектуется краном Маевского — несложным приспособлением для стравливания воздушных пробок.

Расположенный выше подводок радиатор укомплектован краном Маевского.

Заключение

Надеемся, что наш обзор схем подключения и применяющихся в отопительных системах материалов поможет читателю принять верное решение при планировании собственного ремонта или строительства. в этой статье предложит его вниманию дополнительную тематическую информацию. Успехов!